|
Подготовка и экспертиза учебников по истории России - в этом активно должно участвовать учительское сообщество. Это одна из главных тем I Всероссийского съезда преподавателей истории и обществознания. Что же говорят сейчас педагоги о качестве учебников, новых стандартах образования?
Учителя истории и естествознания со всей России собрались хоть и впервые, но с аншлагом. В зале Академии наук более тысячи делегатов из 62 регионов страны обсуждают, как защитить подростков от ложной информации о российском прошлом.
«У молодого поколения, у школьников закладываются основы такого общественного сознания, которые на долгие годы вперед формируют позицию человека к истории своей страны», - отметил руководитель администрации президента России, председатель Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России Сергей Нарышкин.
Учителя истории, впрочем, жалуются. Им просто некогда воспитывать старшеклассников. Предмету отведено всего два часа в неделю, да и программа выстроена малоэффективно. Эту так называемую концентрическую систему прямо называют вредной для развития аналитических способностей подростков, ведь на преподавание курса российской истории в контексте истории мировой, а, значит, для поиска сходств и различий, просто не остаётся времени.
«Мы должны найти нечто общее, общий хребет российской истории, вокруг которой будут объединяться все народы, создавать такую национальную идею», - считает учитель истории и обществознания Верхневилюйской республиканской гимназии имени Алексеева (Саха - Якутия) Юрий Кынатов.
Директор Института всеобщей истории РАН, председатель Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Александр Чубарьян добавляет: «На надо по-моему в 10-11 классах повторять то, что дети прошли уже до 9 класса, но сделать новый курс - повышенный - типа "История России в мире" - имеет смысл».
Собственно, руководитель президентской комиссии по борьбе с искажением исторических данных Сергей Нарышкин тоже считает, что учителя обществознания должны готовить гражданина, способного самостоятельно разобраться, где настоящая история, а где - фальсификация. «Современная школа призвана давать не просто информацию, но и призывать наше молодое поколение мыслить самостоятельно, - отмечает он, - уметь оценивать факты и понимать, что история - это сложный многофакторный процесс».
Проблема, по мнению участников дискуссии, ещё и в том, что появляется большое количество учебников истории с откровенно ложной информацией. Но в первый же день делегаты съезда поддержали идею о создании комиссии Академии наук и Ассоциации учителей истории, которая будет проводить экспертизу учебников и рекомендовать их школам.
| |