|
На российских атомных станциях проходят специальные тренировки. Сотрудники АЭС отрабатывают действия в обстоятельствах, похожих на те, что были в Японии. И, прежде всего, проверяется готовность специалистов и оборудования в случае крупного пожара. Подобная тренировка прошла, к примеру, на Нововоронежской атомной станции.
Возможно ли повторение фукусимской ситуации? Это первый вопрос, который звучит на встрече с руководством АЭС. Японцев подвела система безопасности. Вначале землетрясение вывело из строя основные источники питания, а аварийные генераторы для подачи охлаждения на реактор накрыло цунами, поэтому и начался перегрев. На наших станциях система безопасности имеет другую конструкцию.
Подробнее об этом рассказывает Владимир Поваров - директор Нововоронежской АЭС: «Я думаю, что повторение японского сценария у нас невозможно. Принципиально другая конструкция реактора, большие инженерные запасы, огромные запасы воды, которые позволяют принимать решение. У нас только около 6 часов мы можем, не вмешиваясь, не управляя аварией, подтягивать дополнительные системы электроснабжения или решать вопросы подпитки парогенераторов, через которые собственно и происходит расхолаживание активной зоны».
Общественным контролёрам показали работу оперативных служб. В этот раз они тушили условный крупный пожар. На всё ушло чуть больше часа. Пенсионер Римма Храмова давно мечтала побывать на атомной станции. Реактор, машинный зал и работа аварийной бригады в экстренной ситуации произвели на неё сильное впечатление.
«После того, что случилось в Японии, у нас по Воронежу стали сочиться неприятные разговоры по этому поводу, - говорит Римма Храмова. - Думаю, поеду я, узнаю, правда ли, не правда ли. Поставлю вопрос такой - насколько мы безопасны?»
Новейшие системы защиты Римма Даниловна увидела на строящейся АЭС-2. Один из элементов - ловушка расплава. Конструкция предназначена только для экстренных ситуаций. Если бы такая была в Фукусиме, продукты расплава не попали бы в окружающую среду. «Эта конструкция сможет локализовать тот расплав, который мог бы при отсутствии её уйти за пределы нашего реакторного отделения, - объясняет заместитель генерального директора - директор по проектированию ОАО "Атомэнергопроект" Рубен Топчиян. - Она его локализует и оставляет в рамках нашего сооружения».
Здесь предусмотрены и пассивные системы безопасности, работающие даже при полном отключении электроэнергии. Заложен запас воды для охлаждения на 72 часа и отвод тепла из зоны реактора. Как говорят сами энергетики, таких требований к системе безопасности, как в России, нет нигде в мире.
| |