|
На вчерашних переговорах в Туркмении первый вице-премьер Андрей Клюев предложил властям страны привлечь к реализации инфраструктурных проектов украинские компании. В частности, они могут участвовать в строительстве газопровода «Восток-Запад». Тот факт, что сотрудничество обсуждалось на межправительственном уровне, повышает шансы украинских компаний получить крупные контракты, считают эксперты.
Планы Туркмении в сфере промышленного и социального строительства открывают хорошие возможности для украинских компаний, заявил вчера в Ашхабаде первый вице-премьер--министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев на встрече с президентом страны Гурбангулы Бердымухаммедовым. Одним из перспективных проектов, по его словам, является строительство газопровода «Восток-Запад». Кроме поставок трубной продукции, украинские компании смогут обеспечить строительство линейных участков трубопровода и компрессорных станций.
Изначально газопровод «Восток-Запад», который соединит месторождения в восточной части Туркмении с побережьем Каспийского моря, намеревалась строить Россия, собираясь присоединить его к Прикаспийскому газопроводу. Но 31 мая 2010 года Ашхабад решил реализовывать проект стоимостью $2 млрд самостоятельно. В состав газопровода протяженностью 1 тыс. км войдут 7 газокомпрессорных станций. Ожидается, что он будет сдан в эксплуатацию в 2015 году.
Начальник аналитического отдела ИК Concorde Capital Андрей Герус высоко оценивает шансы украинских компаний на участие в проекте строительства газопровода «Восток-Запад»: «Трубы большого диаметра может поставлять Харцызский трубный завод (ХТЗ), линейные трубы - заводы 'Интерпайпа', а оборудование для компрессорных станций - 'Запорожтрансформатор' (ЗТР) и НПО им. Фрунзе». С ним соглашается аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин: «Продукция ХТЗ, ЗТР и НПО им. Фрунзе хорошо известна на рынках Юго-Восточной Азии». В «Метинвесте» (контролирует ХТЗ) и «Энергостандарте» (ЗТР и НПО) от комментариев отказались.
Помимо газотранспортных проектов, Андрей Клюев предложил туркменской стороне рассмотреть возможность участия украинских компаний в предстоящем строительстве взлетно-посадочных полос в аэропортах Туркменабата и Дашогуза, а также мостов, путепроводов и автомобильных дорог. Кроме того, по данным пресс-службы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), господин Клюев передал туркменской стороне ряд предложений украинских компаний по участию в модернизации 5-го энергоблока Марыйской электростанции. Туркменским заказчикам также было предложено расширить закупки продукции украинского машиностроения. «Мы сделали акцент на специальную строительную и дорожную технику, которая по техническим характеристикам не уступает российским и белорусским аналогам, но при этом дешевле»,-- сообщили в пресс-службе МЭРТа.
Решения по торговым контрактам с Туркменией напрямую зависят от президента страны, отмечает аналитик BG Capital Виталий Ваврищук. «Но не следует рассчитывать на значительный рост поставок. Скорее всего преференции получат несколько компаний, а не весь украинский бизнес. В любом случае, учитывая небольшой рост нашего товарооборота, даже двукратный рост поставок в Туркмению несущественно повлияет на общую структуру украинского экспорта»,-- уточняет он. По данным Госстата, по итогам 2010 года Украина продала в Туркмению товаров на $208,9 млн, что составляет всего 0,4% украинского экспорта.
Туркмения в обмен может захотеть упрощения доступа своим товарам на украинский рынок, добавляет господин Ваврищук. Объем туркменского экспорта в Украину в 2010 году составил всего $31,4 млн. «Сложно сказать, какую продукцию можно было бы импортировать из Туркмении»,-- говорит эксперт. «Украина, как крупный импортер природного газа и транзитная страна, обладающая развитой газотранспортной инфраструктурой, заинтересована в реализации и восстановлении тесного сотрудничества в газотранспортной сфере»,-- заявил Андрей Клюев. Однако весь добываемый в Туркмении газ до 2028 года законтрактован российским «Газпромом».
Александр Черновалов, Юрий Панченко
| |