|
Особенно это касается Министерства энергетики, Минздрава, МЧС и налоговых органов, которые в прошлом году провели самое большое количество проверок.
На совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля было отмечено, что в целом в прошлом году количество проводимых в стране проверок значительно сократилось. Несмотря на то что до вступления в силу названного Указа в координационные планы включались только проверки финансово-хозяйственной деятельности и не включались проверки надзорных органов, в сравнении с 2007 годом и 2008 годом количество субъектов, включенных в координационные планы на 2010 год, уменьшилось на 4,6 тыс. и 2 тыс. соответственно. Число плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности сократилось более чем в 2 раза. Число субъектов, запланированных для проверки контролирующими (надзорными) органами на первое полугодие 2011 г., уменьшилось по сравнению с планами на первое полугодие 2010 г. на 15,4%. Значительно сократилась «проверочная нагрузка» на крупные производственные предприятия.
Вместе с тем Госконтроль и Прокуратура нашли ряд существенных недостатков и нарушений как в организации и осуществлении контрольной деятельности, так и в профилактической работе.
Остается высоким число проверок, проведенных отдельными надзорными органами. Так, в 2010 году органами Министерства энергетики проведено 56 458 проверок, или 24% от общего количества проведенных в республике; Министерства здравоохранения - 37 024 (16,2%); Министерства по чрезвычайным ситуациям - 24 073 (10,5%). Проверки названных органов составили 51,3% от общего количества проведенных. Значительное число проверок проведено в 2010 году налоговыми органами (19,4 %).
Органами Комитета государственного контроля и органами прокуратуры выявлены нарушения при назначении и проведении проверок. Отдельные из них назначались и проводились неуполномоченными органами и должностными лицами, без наличия оснований для их проведения. Имели место факты проведения проверок субъектов, с момента создания которых прошло менее 2 лет, не соблюдались сроки уведомления субъектов о назначении плановой проверки, в отдельных случаях плановые проверки организаций проводились без уведомления и предписания на их проведение. Ненадлежащим образом оформлялись предписания на проведение проверок, сведения о проведении проверок не вносились в книги учета проверок либо вносились с нарушениями требований законодательства, проверки приостанавливались и продлевались неуполномоченными должностными лицами. Не соблюдались требования законодательства при оформлении материалов проверок, не выносились решения по актам проверок и (или) предписания об устранении нарушений законодательства, не сообщалось в компетентные органы о признаках административных правонарушений, допущенных проверяемыми субъектами. Нарушались сроки начала проведения проверки, указанные в предписании на ее проведение, не использовались в установленных законодательством случаях контрольные списки вопросов (чек-листы) и т.д.
Отдельные органы и организации не имеют полномочий на проведение проверок. Однако некоторыми из них проверки проводились.
В 2010 году прокурорами проведено 1 328 проверок выполнения государственными органами контрольных и надзорных функций, по результатам которых внесено 1 516 актов прокурорского надзора. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 792 должностных лица, к административной - 59, отменено 376 незаконных актов. По материалам органов Комитета государственного контроля за 2010 год и 2 месяца текущего года 9 проверок признаны в установленном порядке незаконными.
За нарушения порядка назначения и проведения проверок, формирования и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности по материалам органов Комитета государственного контроля в 2010 году к дисциплинарной ответственности привлечено 205 должностных лиц (из них 6 - освобождены от занимаемых должностей), административной - 4 человека. За 2 месяца 2011 года к дисциплинарной ответственности привлечено 58 должностных лиц, административной - 1. При этом более 90% привлеченных к ответственности должностных лиц - представители надзорных органов.
Перед прокурорами поставлена задача повысить требовательность к полноте и срокам рассмотрения жалоб проверяемых субъектов предпринимательской деятельности на законность и обоснованность назначения проверки, проведения мониторинга и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками, действия и решения должностных лиц контролирующих органов.
Органам Комитета государственного контроля указано на необходимость обеспечения жесткого контроля за соблюдением государственными органами, иными организациями требований Указа № 510 и Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4.
| |