|
Зима в этом году в Москве потянулась, повернулась и пошла по второму кругу. Что ж, не получается пока открыть сезон прогулок по историческим улочкам, которые, несмотря на «архнадзоровский» набат, все еще полны зданиями, стоящими того, чтобы их увидеть. Но на выходных обещают солнце! Чтобы не мерзнуть на ветру московских бульваров или проспектов, мы предлагаем вам прогуляться не спеша вблизи всего лишь одного дома – того, в который Михаил Булгаков «поселил» свою Маргариту.
Зима в этом году в Москве потянулась, повернулась и пошла по второму кругу. Что ж, не получается пока открыть сезон прогулок по историческим улочкам, которые, несмотря на «архнадзоровский» набат, все еще полны зданиями, стоящими того, чтобы их увидеть. Но на выходных обещают солнце! И мы предлагаем вам вот что: чтобы не мерзнуть на ветру московских бульваров или проспектов, прогуляйтесь не спеша вблизи всего лишь одного дома - но зато того, в который Михаил Булгаков «поселил» свою Маргариту.
Улочка Спиридоновка раскрутилась в пространстве между Никитскими воротами и Патриаршими прудами. Здесь тихо, за оградами и в конце марта все еще лежит снег, и так немноголюдно, что распорядители нескольких кофеен и кафешек от нечего делать просто стоят и глазеют по сторонам, даже не курят. Спиридоновку можно всю пройти почти в одиночестве, нырнув в нее с Малой Никитской как раз напротив храма Большого Вознесения, и за это время мимо вас проедет всего лишь пара машин. Идеальные условия как раз для того, чтобы «зависнуть» возле светлого, нежно-резного особняка, немного отступившего от тротуара в глубь улицы.
Этот дом – один из шехтелевских, то есть авторства архитектора Федора Шехтеля, которые можно встретить и на других улицах Москвы, да и в начале той же Спиридоновки, благодаря тому обстоятельству, что Шехтелю посчастливилось строить по заказам знаменитых и богатых купеческих семей, ни в средствах, ни в творчестве его не ограничивающих. На рубеже 18-19 веков они как раз перебирались из Рогожской слободы, из Лефортова поближе к центру города, к Арбату, и новые дома строили – диковинные. Особняк Саввы Морозова отстраивался вот уж точно, чтобы удивить всю Москву, да и повод строительства был провокационный – Савва увез будущую жену Зинаиду от собственного двоюродного племянника, вот и возводился дом для любимой жены напоказ всей столице. Он напоминал крепость или замок, но был отнюдь не таким закрытым. Первый прием в доме остался описанным не в одних мемуарах, многие современники именно здесь впервые услышали Шаляпина.
Неоготику Морозовы выбрали из предложенных Шехтелем вариантов неслучайно – она отсылала к уже прочно установившимся деловым связям семьи с Англией, сам Морозов учился там. Шехтель, со свойственным его подходом создания дома с тщательным продумыванием всех деталей, вплоть до дверных ручек, вывел на его стенах не только арочки, ленты и розетки, но и поместил морды, звериные головы и даже одну горгулию. Над интерьерами работал не менее знаменитый сейчас художник – Михаил Врубель. Только вот увидеть своими глазами их сейчас непросто – особняк является Домом приемов МИДа.
А вот на трехстворчатое окно, из которого, по утверждениям булгаковедов, вылетела ставшая ведьмой Маргарита, посмотреть может каждый. В «Мастере и Маргарите» нет точного указания, что именно в этом доме жила несчастная любовница, однако, если собрать воедино разрозненные указания, подходит под описание именно он. Возможно, Булгаков, как и мы, любил шехтелевские дома, и «поселил» свою Маргариту в одном из самых красивых особняков города, этой квартире, «которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей».
Не будем заниматься цитированием читанного всеми романами – вы можете самостоятельно сверить детали, захватив томик с собой на прогулку и засев с ним в кафешке напротив. Заодно и официанту работа найдется!
| |