|
Сегодня представители ливийских повстанцев заявили, что готовы пойти на перемирие, если Каддафи выедет войска из западных городов страны. Последние недели боевых действий складываются для повстанцев, мягко говоря, непросто.
Войска Каддафи продолжают отбивать у мятежников города. В Иордании проходят массовые демонстрации. Фактически страна разделилась на два лагеря. Сторонников действующего правительства не меньше, чем противников. Протесты в Иордании не приняли категоричную форму, как в других арабских странах. Демонстранты не призывают к свержению действующего лидера страны короля Абдаллы II, а только требуют реформ. Подробности узнаем у шефа ближневосточного бюро «Вестей ФМ» Сергея Пашкова.
«Вести ФМ»: Расскажите, какая обстановка сейчас в Иордании, спокойно ли там, улучшается ли ситуация?
Пашков: Мы сейчас находимся в столице Иордании, в Омане, в городе проживают полтора миллиона человек. Если еще неделю назад, казалось, что ситуация выходит из-под контроля властей, то сегодняшний день вселил в сердца местных жителей некую надежду. С утра сегодня проходили митинги и безусловных сторонников действующего монарха Абдаллы II и противников не только монарха, а противников существующего режима. Люди выступают не против короля, но за ограничение его власти, за роспуск и новые выборы в парламент, за антикоррупционные расследования, то есть люди требуют демократических свобод, требуют установить преграды коррупции. В прошлый раз это обернулось побоищем. В минувшую пятницу, неделю назад, митинги «за» и «против» сошлись в рукопашной, использовались палки, камни. Полицейские водометами с трудом сумели разогнать дерущихся. Результат - с площади около здания министерства внутренних дел Омана вывезли сто человек раненых и одного убитого.
Сегодня власти готовились загодя. Королевский спецназ, представители сил безопасности, полиция заранее выстроились плотно, шпалерами, пытаясь не допустить кровопролития и братоубийственной войны. Муллы в минаретах Омана во время пятничной молитвы специально в своих проповедях говорили о недопустимости братоубийства, и, наверное, это подействовало. Действительно, митинги прошли, ораторы выступали достаточно горячо, но до столкновений дело не дошло. Примерно 3-4 часа люди митинговали на 30-градусной жаре, но ни сторонники короля, ни сторонники реформ не попытались прорвать оцепление и сойтись помериться силами друг с другом.
До сих пор нейтралитет соблюдают палестинская часть населения Иордании. Дело в том, что в шестимиллионном королевстве более трех миллионов - это палестинцы, живущие в лагерях беженцев, в свое время бежавшие с территории нынешнего государства Израиль. Мы побывали в одном из лагерей беженцев - в 150-тысячном Аль Хуссейне, говорили с людьми. Палестинцы, которые в принципе могли бы при желании активно влиться в политические баталии, даже воспользовавшись ситуацией попробовать власть или, во всяком случае, значительную часть власти в королевстве в свои руки, пока решили соблюдать нейтралитет. Они уповают на короля Иордании как на некий символ стабильности государства. Пока и оппозиция, и сторонники короля рассчитывают, что реформы пройдут в системе нынешней власти, что король пойдет на серьезное реформирование режима.
«Вести ФМ»: Туристы в Иордании есть, интересуют нас российские туристы?
Пашков: Российских туристов в Иордании мало. Хотя люди приезжают в курорты на Красном море, в курорты Мертвого моря, посещают одно из чудес света - вырубленные в скале храмы и дворцы Петры. Есть паломники, которые приезжают к месту крещения Христа. Но все эти места удалены от столицы Иордании, от Омана, то есть людям, которые сейчас и приезжают в Иорданию, в принципе, ничего не грозит.
| |