|
В Китае вступил в силу запрет на наружную рекламу роскоши. Депутаты посчитали, что броские неоновые вывески, призывающие покупать дорогие иномарки, недвижимость, одежду, разжигают ненависть между богатыми и бедными. Новый закон теперь запрещает «пропаганду гедонизма» и «произведенных за рубежом товаров luxury-класса». А заодно и использование в рекламе таких слов как «элитный», «королевский», «высококлассный».
Неприметный секонд-хенд на задворках фешенебельного торгового центра - последняя надежда для тех, кто хочет, потратив тысячу, выглядеть на миллион. Аккуратно упакованные в целлофан дизайнерские аксессуары когда-то и правда принадлежали богатым. В глазах многих они по-прежнему сохраняют отблеск нездешней, роскошной жизни. Для безденежной молодёжи, впрочем, главное - производить нужное впечатление, для этого изобретательные умы придумали целую схему.
«Я сначала покупаю дизайнерские часы в секонд-хенде и жду появления новой модели. Потом я сдаю старые часы обратно, немного доплачиваю и покупаю новые. Таким образом, у меня всегда последняя модель», - делится своим жизненным опытом представитель китайской модной молодёжи.
По мнению психологов, стремление быть не хуже других заставляет тратиться на ненужные, в общем, вещи даже тех, кто едва сводит концы с концами. Если денег совсем мало - это ещё не повод надевать что попало. Модные аксессуары можно брать напрокат. Многие так и делают, пытаясь пустить пыль в глаза друзьям и потенциальным работодателям.
«Сейчас уже не сезон. А вот во время новогодних праздников, когда все ходят в гости и устраивают вечеринки, желающих взять что-нибудь напрокат хватает. Особым спросом пользуются женские сумки известных брендов», - отмечает Ян Сюй, владелец магазина, который не прочь сдать в аренду какой-нибудь модный аксессуар.
Всё дело в рекламе, считают пекинские власти. Это она выжимает последние соки из семейного бюджета, заставляет людей залезать в долги, порождает у молодёжи массу комплексов, вызывает раздражение. В ответ власти решили с 1 апреля запретить наружную рекламу предметов роскоши. С рекламных постеров, и это не шутка, должны убрать всё «элитное» и «роскошное».
«Жить не по средствам - не в правилах нашего народа. Конечно, за годы реформ в Китае появились кредитные карты, и вместе с ними привычка тратить больше, чем зарабатываешь. Но этим влияниям подвержена, в основном, молодёжь. А виной всему - проникновение в Китай западной культуры», - уверен специалист по психологии потребления Ма Мочао.
Lamborghini последней модели, выпущенная малой партией специально для китайских миллионеров, - предмет вожделения золотой молодёжи. Серый цвет символизирует кирпичную кладку традиционного китайского дома, но совсем не подходит к безликим многоэтажкам пекинских пригородов. Что бы там ни писали в журнале Forbes, большинство китайцев пользуется общественным транспортом и из окна автобуса они хотят видеть народную рекламу. Впрочем, проблему имущественного расслоения это вряд ли решит.
Соблазнов в большом городе теперь, наверное, станет ощутимо меньше, но сама роскошь, конечно, никуда не денется. Даже в Китае понимают: красиво жить не запретишь.
| |