|
В октябре Москве вернется один из главных символов и гордость России - Большой театр. Его реконструкция завершается.
Зрительный зал в золотых руках. Мастера работают по древней технологии. Пластинки золота, что тоньше человеческого волоса, нежнейшей беличьей кисточкой клеят на несвежий яичный белок и на водку.
«Водка его растворяет, и получается клеящая поверхность. Наносится золото. Вот это был первый листочек», - рассказывает реставратор-позолотчик Светлана Боброва.
Первый - на гербе Российской империи, каким он был в момент открытия театра в августе 1856-го - двуглавого орла восстанавливала геральдическая комиссия. Историческая достоверность в каждой детали.
В партере сейчас укладывают дубовый паркет, а вот люстра восьмиметровая, двухтонная. Так близко ее не видел никто - она уже отреставрирована, позолочена. На это ушло 300 граммов золота. Поднимут ее в последний момент прямо перед открытием театра. Блеска добавят 15 тысяч хрустальных подвесок.
На богатый декор театра потребовалось пять килограммов золота. Реставраторы дают столетнюю гарантию - не померкнет. Из зала уже начали убирать леса. Стены обивают акустическими панелями из резонансной ели. Отбирали идеально прямые деревья и только с северного, тенистого края леса. А в царской ложе сберегли старинную деревянную облицовку - ель, которая еще помнит архитектора Кавоса. И не только.
«Она родилась вместе с Пушкиным - она должна была 50 лет минимум расти, 50-60 лет. То есть она должна была пробиться из зернышка в 1799-м году», - рассказывает официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров.
Большой театр в XIX веке занимал первое в мире место по качеству звука. И после реконструкции равных ему не будет. С акустикой поработали даже в фойе. В так называемом круглом зале сохранена уникальная система «звук вокруг»: если встать в центр и говорить даже шепотом - услышат все.
«Если здесь хлопнуть, то можно почувствовать вибрацию, которая проходит сквозь тело», - рассказывает пресс-секретарь дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Большого театра Евгения Васильева.
Ни миллиметра в театре не осталось без внимания реставраторов. В Бетховенское фойе вернулся уникальный гобелен, заказанный во Франции по случаю коронации Николая Второго. Каждую нить вычищали вручную. Пять лет.
«Для нас самое главное: те работы, которые идут на сцене. Я имею в виду установку сценического оборудования», - говорит генеральный директор государственного академического Большого театра России Анатолий Иксанов.
И вот она, сцена. Колоссальный объем: 22 метра в ширину, 22 в длину и 22 в глубину. Сложно поверить, но оркестровая яма, партер - там, далеко, за серым противопожарным занавесом. Сцена состоит из семи подвижных элементов. Немецкая технология. Площадки будут опускаться, подниматься, менять угол наклона. Это значит - смена декораций за считанные минуты и неограниченные возможности режиссерской фантазии. Приводить в движение многотонную конструкцию будет гидравлическая станция. Сердце театра. Оно забьется глубоко под землей в бетонном звуконепроницаемом бункере.
Площадь театра увеличилась вдвое - было 40 тысяч квадратных метров, стало 80. Появилась и еще одна сцена - подземная. Камерная, концертная.
Над нами театральная площадь, а вот за этой стеной буквально в 30 метрах станция метро «Охотный ряд». Строители ушли под землю на минус шесть этажей. Здесь будет сцена-трансфромер и зрительный зал - тоже трансформер.
Уникальная звукоизоляция позволит одновременно играть концерты здесь и спектакли - на основной сцене. Реконструкция театра близка к завершению. Три с половиной тысячи человек работают в три смены, и уже ничто не изменит назначенную дату. 28 октября 2011 года гала-концертом откроется театр, где величие имперского убранства будет простираться над самой технологически оснащенной сценой в мире.
| |