|
В феврале нынешнего года призер Олимпийских игр, многократный чемпион мира по биатлону Николай Круглов переквалифицировался в чиновники. Теперь он - заместитель министра спорта Нижегородской области. В здании министерства на улице Костина у Круглова очень скромный кабинет с безымянной табличкой на двери, на стеллажах и подоконниках - скучные картонные папки
Но сам Круглов говорит, что его новая работа - вовсе не скучная. О том, почему спортсмен согласился вернуться в Нижний Новгород, чем ему теперь приходится заниматься, а также о ситуации в российском биатлоне, который пережил свой не самый лучший сезон, прославленный биатлонист рассказал собственному корреспонденту «Известий» Полине Киселевой.
Известия: - Николай, после окончания спортивной карьеры вы уходили на работу в авиакомпанию «Ютэйр». И вот теперь вы - зам министра правительства Нижегородской области. Как приняли это решение?
Николай Круглов: - Я действительно работал в «Ютэйр» и не планировал изменений в своей жизни. Но мне поступило предложение от команды губернатора поработать на благо Нижегородской области. Я несколько раз вылетал в Нижний Новгород, встречался, вел переговоры, мне хотелось понять идеологию этого назначения, цели и задачи, которые передо мной будут стоять, и существующие возможности для их достижения.
И: И какие же цели?
Круглов: Чтобы наш спорт заработал по-настоящему. На спорт сейчас выделяется достаточно средств. И хочется, чтобы система заработала так, как она должна работать. Чтобы спортсмены, представляющие Нижегородскую область, были в составах сборных команд России и чтобы это представительство было больше, чем сегодня. Чтобы нижегородцы занимались физкультурой в свое удовольствие, вели здоровый образ жизни, чтобы детей отвлечь от улиц.
И: С чем связана ваша непосредственная деятельность?
Круглов: Занимаюсь всеми вопросами, связанными со спортом в Нижегородской области, начиная с детских юношеских спортивных школ и заканчивая профессиональными командами, в общем, это и профессиональный, и массовый спорт. В нижегородском спорте есть очень существенные проблемы не только в плане финансирования, серьезные проблемы в кадровом обеспечении, оказалось, что много межличностных конфликтов. Поэтому возможности для оптимизации существующей структуры колоссальны.
И: Как себя ощущаете в роли чиновника?
Круглов: Каких-то особых изменений не чувствую. У меня нет иллюзий по поводу чиновничьего кресла, кабинета.
И: У вас нет ни приемной, ни секретарши... Во сколько на работу приходите?
Круглов: Как все, к девяти. А вот раньше семи еще ни разу не уходил. Но рекорд у меня был - до половины одиннадцатого. Вообще два месяца прошло с момента назначения, а кажется, что это уже давно было.
И: Спортивный опыт как-то помогает в новой работе?
Круглов: Самый большой навык, которому меня научил спорт, четко ставить задачи и их реализовывать. Поставить правильно достижимую цель и двигаться к ней, понимая, что и для чего делаешь.
И: Означает ли ваше назначение, что и Нижегородская область рано или поздно будет принимать биатлонные соревнования хотя бы российского уровня?
Круглов: Как бывшему биатлонисту мне бы хотелось, чтобы это произошло. Но сегодня я понимаю, что речи не может идти о протекционизме какому-то виду спорта. Они все для меня равны. Критерием должен служить спортивный результат. А также интерес зрителей и медиа к конкретному виду спорта.
И: Недавно в Ханты-Мансийске прошел чемпионат мира по биатлону. Трибуны были заполнены наполовину, притом что биатлон очень популярен. Думаю, в Нижегородскую область приехало бы большее количество болельщиков, проходи такой чемпионат у нас.
Круглов: Безусловно, наши возможности - местоположение, транспортное сообщение, гостиницы - играют свою роль. Но на сегодняшний день, биатлонный комплекс в регионе вряд ли целесообразно строить. Биатлонистов у нас пока нет, школы не работают. Раз в год проводить какие-то соревнования? Но это огромные эксплуатационные затраты. Экономика тут вряд ли сойдется. Строительство обосновано, если такой комплекс будет загружен на 85%.Сегодня стоит заниматься созданием школы по биатлону и поиском тренерских кадров, чтобы через несколько лет мы были готовы вступить в стадию строительства. И скорее всего, есть смысл подумать о том, чтобы этот комплекс был мультифункциональным. Чтобы на его базе могли тренироваться и лыжники, и двоеборцы, и многие другие, в том числе представители летних видов спорта. Только в этом случае мы сможем выйти на необходимый уровень загрузки спортивного объекта.
И: Каково ваше впечатление от прошедшего чемпионата?
Круглов: Неоднозначное. Как болельщик - расстроен. Как профессионал - понимаю, что по-другому и не могло быть в этом году. Спорт - это не рулетка, если команда весь сезон не показывает результат, то глупо надеяться, что потом прорвет. Все было прогнозируемо. На этом чемпионате я понял, что есть болельщик, а есть профессионал, который реагирует по-другому. И я, наверное, никогда не буду болельщиком.
И: По-вашему, в чем основные причины неудач наших биатлонистов?
Круглов: Комплекс причин. В каждом звене у нас были проблемы. Они стояли достаточно остро, на них закрывали глаза и не хотели замечать. Отсюда и были прения и с тренерским коллективом, и с федерацией. Многие годы мы выступали не благодаря, а вопреки. Рано или поздно это должно было случиться. Слава богу, что в этом году, а не в Ванкувере, хотя и там были предпосылки.
И: Есть мнение, что, извините, спортсмены зажрались.
Круглов: Я на это могу только сказать: так найдите лучше спортсменов.
И: Сейчас в Интернете развернулась бурная заочная дискуссия между Александром Тихоновым и главным тренером сборной Владимиром Барнашовым. Вы за ней следите?
Круглов: Абсолютно нет. Мне это неинтересно. Что нового я должен там услышать? Вообще я считаю, что люди, которые не могут сесть за стол переговоров и высказать друг другу в глаза свои претензии, а используют для этой цели СМИ, преследуют какую-то свою цель.
И: Но в биатлоне уже не первый год взаимные претензии высказываются через СМИ.
Круглов: Насколько я помню, только со стороны Тихонова были какие-то нападки на всех. Или я ошибаюсь? Так это надо у Александра Ивановича спросить, почему только он последние несколько лет высказывает свою гражданскую позицию через СМИ.
И: Разве мнение таких заслуженных людей, как Тихонов или Анфиса Резцова, не важно?
Круглов: Важно. Но когда оно высказано с глазу на глаз в профессиональной среде, а не на страницах печатных изданий или в Интернете. Внимание на него обратят только журналисты, которым нужны «скандалы, интриги, расследования».
И: Медийная популярность биатлона возросла. Насколько это влияет на самих спортсменов? Может, в этом тоже заключается причина падения результатов?
Круглов: Не хочу отвечать за всех спортсменов, но лично для меня это было неважно. Сегодня власть медиа глобальна, спорт в принципе стал развиваться в другом ключе. Получают развитие те виды, которые интересны с точки зрения шоу, ТВ-картинки. Для биатлона это хорошо, потому что ведет к его популяризации.
И: Недавно телезрители смогли наблюдать вас в шоу «Первого канала» «Жестокие игры». Почему вы согласились принять в нем участие?
Круглов: Никогда не думал, что это вызовет такой сумасшедший резонанс, учитывая то количество людей, которые после выхода шоу со мной поговорили на эту тему. Я понимаю, что «Первый канал» сделал правильную ставку. Я читал отзывы на интернет-форумах, и восемьдесят процентов пользователей писали: «Какой ужас». Но я убежден, «Первый канал» - молодцы, потому что шоу смотрят, значит, цель достигнута.
| |