|
На премию «Золотая маска» спектакль самарского театра «СамАРТ» «Фальшивый купон» - гротескная постановка по поздней повести Льва Толстого - претендует сразу в четырех номинациях. Режиссер Анатолий Праудин предлагает зрителю такой неожиданный поворот в эстетике, что он действует на зрителя, как холодный душ.
Спектакли театра «СамАРТ» лучше смотреть на родной площадке. Здесь под каждый спектакль монтируется не только своя декорация, но и своя особая конфигурация зрительного зала. При переносе на чужую сцену некоторые потери неизбежны.
Режиссер Анатолий Праудин вновь репетирует «Фальшивый купон», хотя премьера прошла уже год назад. Теперь спектакль по повести Льва Толстого готовят к показу в Москве - на фестивале «Золотая маска».
Когда-то Праудин выступил с манифестом, который назывался «Театр детской скорби». Судя по самарскому спектаклю, театр Праудина - это театр скорби не только детской. При этом внешне «Фальшивый купон» ярок, весел и задорен.
Под гитарные переборы, жестокие романсы и похабные частушки герои обманывают, изменяют, крадут, убивают, увлекаются лжеидеями и учениями. Страсти - в клочья, событий - с избытком, но при этом жизнь толстовских героев оказывается жизнью ни про что.
«Действительно, мир вокруг превращается в мир лубка незаметно для нас, и мы сами превращаемся в героев этого лубка. Остановиться некогда, да и не хочется. Многие ценности утрачены. Взамен предлагается что-то совсем тяжелое. Но самое страшное - то, что происходит внутри нас. Нам вдруг начинает казаться, что все хорошо», - говорит Анатолий Праудин.
Каждый из актеров играет несколько ролей. Маски не прячутся, а открыты зрителям. Ритм спектакля лихорадочен, стиль пульсирует от лубочно- плакатного до театра тонкого психологического переживания. Такие спектакли требуют от артистов абсолютного слуха.
«Законы существования актера в этом спектакле выдержаны в жанре лубок-мистерия. То есть это театр представления, отстранения, а не совсем тот психологический театр, к которому мы привыкли», - поясняет заслуженная артистка России Маргарита Шилова.
После антракта начинается совсем другой спектакль. Он - об обретенном смысле жизни. Спектакль-моралите, спектакль- поучение. Такой поворот в эстетике действует на зрителя, как холодный душ.
«Толстой нас вытолкнул на это решение. И в этом смысле мы честны перед автором. Без всяких психологических лжесложностей, в лубочном ключе», - говорит Анатолий Праудин.
Зал в Самаре заполнен самыми обычными зрителями. Многие не искушены в тонкостях театральных стилистик и условностей. Но, тем не менее, сложнейший спектакль идет в атмосфере напряженного внимания. Театр скорби Анатолия Праудина так не похож на легкие комедии, заполнившие театральные подмостки. Может быть, именно поэтому зал полон, и все билеты проданы.
| |