|
В Третьяковской галерее начали готовиться к выставке Николая Ге. Картину Николая Ге «Что есть истина?» снимают со стены и просвечивают рентгеном. Чтобы докопаться до истины! Суть спора Пилата с Иисусом это вряд ли прояснит, зато раскроет тайну создания хрестоматийного полотна.
- После проявки получается рентгенограмма. И, таким образом, мы определяем, есть внизу что-то или нет ничего.
Внизу может оказаться другая картина, долгие годы считавшаяся уничтоженной самим художником.
«Мы видим, что сквозь красочный слой проступает другое изображение, там намечается некая голова, вторая рука. Со временем укрывистость красок падает, и второе изображение начинает проступать», - пояснила Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, куратор выставки Николая Ге.
В 1870-х Николай Ге решил навсегда отказаться от искусства и жить сельским трудом. Но не писать вовсе он не смог. В 1880-м он создает картину «Милосердие». Выставляет в Петербурге - ее даже успевают сфотографировать, но, не перенеся равнодушие публики, закрашивает произведение. То, что все эти годы оно скрывалось под картиной «Что есть истина?», исследователи предполагали давно. Но только сейчас появилась возможность, и главное - повод, это проверить: в октябре в галерее открывается первая за 40 лет большая выставка Николая Ге.
«Сейчас эту картину - "Христос в Гефсиманском саду" - мы демонтировали. Будем вынимать из рамы для того, чтобы технологи исследовали ее, и наши реставраторы имели возможность ее рассмотреть», - говорит куратор выставки.
Рассматривать холст будут под ультрафиолетовыми лучами. Но даже неспециалисту заметно: лунный свет, которым, рассказывают, восхищался Врубель, со временем утратил свой магический эффект.
На примере этой картины можно проследить, как в Третьяковской галерее работают реставраторы. Для начала проводят «пробную» расчистку. Тут начинается своеобразный диалог с коллегами из прошлого. Дело в том, что холст уже реставрировали, в 20-х и 30-х годах, но, как считают сегодня, не слишком добросовестно. Тогда, например, сильно переборщили с лаком. В результате ночь на картине стала уж слишком темной. Полотну предстоит вернуть его первоначальные цвета. На это уйдет несколько месяцев.
К выставке отреставрируют весь Страстной цикл, который станет ее композиционным центром. Расчистят дорогу Иуды в картине «Совесть», прояснят персонажей «Суда Синедриона». Приведут в порядок графику и эскизы художника. Всего зрители увидят больше 230 произведений из запасников Третьяковки, частных коллекций и даже парижского музея Орсе.
| |