|
Казахский лидер остался на 4 срок, набрав 95,5% голосов избирателей
95,5% голосов получил на президентских выборах Нурсултан Назарбаев, состоявшихся в прошедшее воскресенье. Это уже его 4 срок. Как долго он будет оставаться у власти, ищет ли преемников и изменятся ли после выборов политический и экономический курсы в Казахстане, рассказывают эксперты. Федор Лукьянов, российский политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»: Вопрос о том, как долго будет править Нурсултан Назарбаев, не имеет ответа. В современном мире, как мы видим, устойчивость разных по степени жесткости авторитарных режимов зависит от факторов, которые трудно предсказывать. Иногда режим, который давно должен был рухнуть, спокойно переживает все испытания, а там, где ничего не ожидали, как в Северной Африке, например, все сыпется моментально и неожиданно. Сценарий, который в конце концов избрал Назарбаев, - не проводить референдум, а все-таки провести выборы - был нацелен на то, чтобы несколько снизить накапливаемое напряжение в политической элите и выиграть время для принятия каких-то решений на будущее. Строго говоря, большой разницы между нынешними выборами и референдумом, который мог бы состояться, нет, но психологически сам факт продления полномочий, пусть и посредством голосования, настраивает не на ту волну - он воспринимается не как демократическая мера. В то время как выборы, даже в том виде, в котором они прошли в Казахстане, все-таки больше соответствуют духу современных демократических стран. Таким образом, этими выборами Назарбаев несколько снизил напряжение, но не решил вопрос. Ведь в таких системах, как казахская, самая главная точка перелома - это передача власти. А рано или поздно Назарбаеву прийдется ее передавать. Так что не исключено, что все, что сейчас происходит, - это начало реализации сценария казахского лидера по подготовке наследника и передаче власти условно по «азербайджанскому сценарию». Наследник будет либо из родственников, либо из близких политически людей. Но здесь вопрос уверенности в будущем того, кто власть отдает: сохранятся ли в его руках какие-то рычаги управления с тем, чтобы гарантировать от неблагоприятного развития событий. В краткосрочной и среднесрочной перспективе угроз правящей партии в Казахстане сейчас нет. Но в любой системе персонифицированного правления передача власти - проблема. Так как до этого обычно вся политика нацелена на поддержку одного человека, а это плохая среда для взращивания преемника. Политический и экономический курсы после выборов не изменятся, и выборы проводились не для того, чтобы что-то менять, а чтобы сохранить, как есть, и отложить момент, когда придется что-то корректировать. Экономическое развитие Казахстана базируется на природных ресурсах, так уж им повезло. Есть, например, Сингапур и Малайзия с более-менее жесткими авторитарными режимами, которым удалось несырьевые страны превратить в экономических лидеров. На постсоветском пространстве такого нет: где есть ресурсы - там успех, где нет ресурсов - нет развития. Можно говорить разве что об эффективности управления этими ресурсами. И Казахстан в этом смысле - далеко не худший пример. Ровно благодаря относительной эффективности управления ресурсами Назарбаев и контролирует ситуацию в стране в течение уже 20 лет. Евгений Минченко, руководитель Международного института политэкспертизы: Нурсултан Назарбаев будет править, пока здоровье будет позволять. Насколько мне известно, в Казахстане сейчас вкладываются деньги в медицинские разработки по продлению жизни, так что казахский лидер всерьез настроен жить долго и плодотворно. Преемника пока нет. В Казахстане сейчас популярна идея коллективного преемника, но в восточных странах коллективное руководство долго не живет, рано или поздно кто-то один приходит к власти. Эти выборы были чисто технической вещью, сделанной ради того, чтобы на несколько лет зафиксировать позицию Назарбаева и не думать о политических рисках. Что касается изменения курса, то полагаю, что прежде всего, произойдут серьезные кадровые перестановки - это анонсируют в неформальных беседах люди из близкого окружения Назарбаева. В ходе предвыборной кампании активно использовались элементы националистической риторики кандидатами-статистами, поэтому не исключаю, что усилится крен в сторону «казахизации» Казахстана. Политическая элита этой страны активно обсуждает идею Казахстана как национального государства казахов. Казахстан сочетает умеренно-авторитарный режим и достаточно высокую степень экономических свобод. Есть ряд проблем, связанных с протекционистскими нормами, вынуждающими использовать казахстанские материалы и пр., но это не очень страшная вещь, неудобная, по большому счету, только для машиностроения. Несомненный плюс Назарбаева в том, что в течение всего своего президентства он продвигал интеграционные инициативы и выступал мотором для создания ЕврАзЭС, Таможенного союза, ЕЭПа. Казахстан сегодня - одна из наиболее продвинутых стран из постсоветского пространства в сфере технического регулирования, по скорости принятия технических регламентов они обгоняют и Россию. Но как раз сейчас неразвитые политические институты в Казахстане могут начать мешать экономическому развитию государства. Раньше этот фактор был незначим, а сейчас политический режим становится более жестким.
| |