|
В понедельник в генпрокуратуре Украины состоялась долгожданная очная ставка экс-президента Леонида Кучмы и его бывшего охранника майора Мельниченко. Беседой оба фигуранта дела Гонгадзе остались довольны, разве что Мельниченко расстроился тем, что Кучма разговаривал по-русски.
В здании Генпрокуратуры в Киеве завсегдатаями стали едва ли не все бывшие лидеры страны. Сюда едва ли не ежедневно по очереди ходят то Тимошенко, то Ющенко, то Кучма. На прошлой неделе на допросе у сыщиков в гостях побывали бывший глава его администрации Виктор Медведчук, а также экс-глава Совбеза Евгений Марчук.
Наблюдатели с нетерпением ожидают вызова на допрос спикера верховной рады Владимира Литвина. Он также - в то время глава администрации президента - один из фигурантов кассетных записей майора Мельниченко. А всего пленки содержат скандальные переговоры десятков представителей украинской политической элиты.
«Литвин может сказать очень многое, ведь в отличие от Кучмы - он активный политический деятель современной Украины. Ему есть что терять», - пояснил осторожные действия следователей в интервью газете ВЗГЛЯД директор Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко.
Истребитель «жучков»
Кучма, в понедельник утром придя на очередной допрос в главное управление Генпрокуратуры, вновь напомнил дежурившим у входа журналистам, что не виноват. По его версии, он не знал не только убитого Георгия Гонгадзе, но даже и майора Мельниченко.
«Я с этим человеком не хочу встречаться, так как я его не знаю, и не хотел бы знать вообще никогда», - печально сказал Кучма, и добавил: «Он никогда не был моим охранником. Он был прикомандирован из отдела государственной охраны, там их было несколько человек, которые занимались защитой президента от прослушивания».
«Его задачей, а также еще 4-5 людей было заходить в кабинет, или в другое помещение, куда ехал президент. Он доставал свой ящичек, включал аппаратуру, которая должна сказать, что "жучков" или Мельниченко под диваном нет, закрывал, и это было все его дело», - рассказал Кучма. «А теперь скажите, какой у меня может быть с ним разговор?» - риторически спросил экс-президент.
Нечто похожее рассказывает Кучма и о своих отношениях с журналистом Георгием Гонгандзе. На прошлой неделе Кучма признался прессе: «Я его не знал, клянусь вам! Я один раз его видел на прямом эфире во время теледебатов. Он же журналистом-то не был, он был менеджером! Так или нет?».
Кроме того, в прошлую среду, видимо, накал страстей вокруг его дела, совсем доконал экс-главу государства и у него стали сдавать нервы: «Я иногда чувствую, на черта я пошел в президенты?.. Жил бы кум королю, сват министру, вы прекрасно понимаете. Тем более положение мое было соответствующее».
Журналисты почти три часа ожидали окончания диалога Кучмы и Мельниченко. Наконец, Леонид Данилович вышел от следователей и заявил, что экс-майор не испортил ему хорошего настроения.
По словам Кучмы, он отвечал на некоторые вопросы Мельниченко, хотя ранее наотрез отказывался от прямого диалога. «Я сегодня еще раз убедился, что правда на моей стороне. А комментировать саму очную ставку между мной и Мельниченко не стану, потому что в последнее время прессу читаю и убедился, что чем меньше говоришь - тем лучше для меня», - сказал экс-президент.
Кроме того, отвечая на вопрос, помогал ли кто-то Мельниченко, когда он записывал разговоры в кабинете Кучмы, он сказал: «Вы каждый день встречаетесь с Мельниченко, у него и спросите, и для меня тоже важно было понять, кто кукловод. Всем понятно, что он был. Но кто это - для меня тоже это вопрос».
«Сердце должно было ёкнуть»
Вслед за Кучмой из Генпрокуратуры вышел не менее довольный Мельниченко. Он также скрыл детали встречи, сказав лишь, что разговор «прошел конструктивно». Не понравилось майору лишь то, что Леонид Данилович разговаривал по-русски. Охранник даже заявил, что желал вести беседу на английском языке, поскольку он теперь - житель США, но сыщики ему в этом отказали.
Он также самодовольно заявил, что, мол, Кучма узнал много нового о своем окружении и у него на выходе должно было ёкнуть сердце. Мельниченко добавил, что Кучме «морально было очень тяжело». «Он подготовился, он не бежал, не был эмоциональным и не оскорблял», - сказал экс-охранник.
«Я свои показания подтвердил, каким именно образом я создавал свои записи, когда это делал и почему. Сказал также, к кому я обращался, чтобы они обнародовали эти записи. Леонид Данилович все это услышал и даже поблагодарил, сказал: "Спасибо за то, что были откровенным". Было много информации, которую он не знал и которую от него скрывало окружение», - отметил также Мельниченко.
Само по себе признание Генпрокуратурой «пленок» Мельниченко в качестве вещдока для наблюдателей стало довольно неожиданно. Имеются масса фактов, указывающих на сомнительность их происхождения.
Однако существуют еще и показания бывшего начальника Главного управления уголовного розыска МВД Алексея Пукача, задержанного в 2009 году. Правомерность слов Пукача, который несколько раз менял показания, в суде будет также крайне трудно доказать. В качестве главного заказчика убийства Пукач до сих пор называл экс-главу МВД Юрия Кравченко.
«Хватит спать на таблетках»
Большинство экспертов уверены, что возбуждение уголовного дела против второго президента Украины не связано с установлением справедливости в деле Гонгадзе. Таковы результаты опроса, проведенного по горячим следам фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива.
Как пояснила газете ВЗГЛЯД директор фонда Ирина Бекешкина, в частности, 14 экспертов считают, что причиной открытия уголовного дела против Кучмы является попытка реабилитации экс-президента в судебном порядке. Ну а другие опрошенных 12 аналитиков полагают, что за уголовным делом может скрываться своеобразная месть Кучме действующего президента Виктора Януковича, допустившему проигрыш своего преемника Януковича в 2004 году.
С таким выводом не согласен первый президент Украины Леонид Кравчук.
«Я в это не верю. Я был на совещании в Конче-Заспе, когда в ноябре 2004 года решался вопрос относительно Майдана. Виктор Федорович, получив решение ЦИК об избрании президентом, официально на заседании сказал: "Мне надо уже заступать в должность". На что Кучма ответил, что надо сначала пройти все процедуры согласно закона, обнародовать решение Центризбиркома, и только после этого оно вступит в силу. На это действительно Виктор Федорович сказал: "В стране должен быть порядок, и если ЦИК объявил президента, то нынешняя власть должна обеспечить выполнение этого решения". То есть он сказал, с моей точки зрения, правильно. Но ситуация была очень сложная...», - рассказал Кравчук в опубликованном в понедельник интервью «Украинской правде», редактором которой был Гонгадзе.
Кравчук отметил, что хотя тот разговор происходил на повышенных тонах, он не думает, что Янукович затаил зло на Кучму. Он уверен, возбуждение уголовного дела против своего преемника является ничем иным как попыткой нынешнего президента Виктора Януковича начать демонтаж кланово-олигархической системы Украины.
Сам Янукович на прошлой неделе впервые прокомментировал «дело Кучмы». Сделал он это в ходе своего визита в далекий Сингапур:
«Безусловно, неприятно Леониду Даниловичу, ему, как говорят, не позавидуешь, но надо завершать, в конце концов, когда-то. И хватит спать на снотворных таблетках: надо когда-то жить. А для этого необходимо дать ответ на этот вопрос - и закончить».
«Прямых доказательств против Кучмы нет. Пленки Мельниченко - это косвенное доказательство, они только подтверждают эмоциональную реакцию Кучмы, которую можно по-разному толковать. Возникает множество вопросов, на которые нужен ответ, а ответ найти невозможно», - смеется политолог Фесенко.
Не сбрасывается со счетов еще одна версия. Речь идет о том, будто власть всего лишь «замыливает» глаза международной общественности и собственному электорату, на самом деле готовит обвинительную базу против Юлии Тимошенко.
| |