|
В Карелии планируют построить новый, второй по счету, санаторий для дельфинов. Так местные жители называют отгороженный прямо в море вольер, где отдыхают белухи - артисты Утришского дельфинария, крупнейшей научной базы, которая имеет филиалы в нескольких городах России и за рубежом. Уже летом для белых китов отведут целый залив. А у любителей природы появится больше возможностей пообщаться с этими удивительными животными.
Разложив рыбу по ведрам, Мария усаживается на «буран» и спешит через всю деревню прямо... в море. Через несколько минут ей предстоит кормить своих питомцев, но прежде, конечно, она с ними поговорит.
«Поздороваемся для начала», - обращается к своим подопечным Мария. Белухи машут плавниками.
Сейчас на попечении у Марии пять белух. Небольшой вольер, построенный прямо посреди Белого моря, служит для них санаторием. Специальный автомобиль - аквариум на колесах - привозит животных сюда на отдых после напряженной работы в дельфинариях или океанариумах. Здесь же готовят новичков к работе на публике.
Филиал Утришского дельфинария здесь называют деревнеобразующим предприятием. Жители Нильмогубы либо ухаживают за животными, либо обслуживают дайвингистов, которые едут сюда со всего мира, чтобы погрузиться в Белое море и обязательно поплавать с белухами.
Похоже, что процесс общения приводит в восторг не только людей. Белухи с не меньшим интересом относятся к человеку. Может быть, потому, что видят нас гораздо глубже.
«Белухи нас видят насквозь. У них прекрасно развита эхолокация. Большую часть информации об окружающем подводном мире они получают не зрением, а ультразвуком», - рассказывает руководитель дайвинг-центра, кандидат биологических наук Михаил Сафонов.
Морской биолог Михаил Сафонов уже четверть века изучает Белое море и его обитателей. Он убежден: люди непременно должны общаться с белухами. Но общение это должно проходить в природных условиях. Для этого в Нильмогубе придумали особый проект.
«Проект развития предусматривает огораживание губы целиком. Не этой, у нас есть другая губа на примете - глубокая, в форме чаши такой», - говорит сотрудник дельфинария Мария Хробостова.
Уже этим летом большой залив отгородят от открытого моря сеткой. Таким образом, белухи-артисты получат возможность какое-то время жить в естественных условиях. Те же, кто отработал свое в дельфинариях, смогут встретить здесь старость, а новичкам, глядя на старших, будет проще привыкнуть к человеку.
Ученые тоже возлагают на этот проект надежды. Возможно, впервые белухи, живущие в неволе, смогут вывести здесь потомство.
Кто такая белуха? Скорее всего, кит! Или все же дельфин?! А вернее - и то, и другое. Впрочем, то, что для ученых является предметом научного спора, для тех, кто увидел белуху впервые, не имеет никакого значения: это просто восхитительное существо.
| |