|
В том, что первый год целевой модели рынка оказался предвыборным, не вина энергетиков, но именно они за этот факт заплатят 64 млрд рублей: правительство учло в постановлении о правилах опта все предложения по сдерживанию цен на электроэнергию в 2011 г. И не во всех случаях очевидно - идет ли речь только о текущем годе
Москва. 5 апреля. FINMARKET.RU - Правительство РФ опубликовало правила функционирования целевого оптового энергорынка - документ, который, по сути, должен стать настольной книгой энергетиков для работы в постпереходный период регулирования отрасли. Между датой, когда глава правительства Владимир Путин поставил под правилами подпись - 27 декабря, и датой опубликования - 1 апреля - прошло 3 месяца. Все это время «правила игры» перекраивались под меры сдерживания конечных цен, что в итоге омрачило радость от их принятия.
В том, что первый год целевой модели рынка оказался предвыборным, не вина энергетиков, но именно они за этот факт заплатят 64 млрд рублей: правительство учло в постановлении о правилах опта все предложения по сдерживанию цен на электроэнергию в 2011 г. И не во всех случаях очевидно - идет ли речь только о текущем годе, или уже сами меры сдерживания стали «целевыми».
В целом же структура электроэнергетики и механизмы торговли на оптовом энергорынке остались прежними с некоторыми уточнениями и корректировками.
Невыгодные СДЭМ
Одно из главных изменений - заключать свободные договоры на электроэнергию и мощность (СДЭМ), на которые рассчитывали многие крупные потребители и генераторы, больше не выгодно.
В силу особенностей ценообразования - по методу узловых цен - на энергорынке формируется так называемый небаланс. Это превышение требований поставщика над обязательствами покупателя (отрицательный небаланс), либо наоборот (положительный небаланс). По сути, переплата или недоплата на энергорынке, которые ранее распределялись между его участниками.
Теперь же для второй ценовой зоны (Сибирь, первая - европейская часть РФ и Урал) государство заложило в ценообразование на мощность в рамках свободного договора такой механизм, который направлен либо на увеличение положительного, либо на сокращение отрицательного небаланса. Таким образом, государство пытается уменьшить стоимость мощности для потребителей второй ценовой зоны: положительный небаланс «возвращается» потребителям и снижает их затраты.
К введению такой меры государство подготовилось еще в начале года - ФСТ в январе установила отдельные тарифы для сибирских ГЭС. Естественно, эти тарифы гораздо ниже цены конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2011 год.
«Что оставалось станциям? Пойти на свободный договор», - пояснил «Интерфаксу» директор по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. Однако такой шаг генкомпаний - «РусГидро» и «Евросибэнерго» (работают во второй ценовой зоне) приводит к тому, что с рынка выводятся дешевые гидромощности.
По законодательству государство не может запретить участникам заключать свободные договоры, цена на мощность по которым формируется сторонами самостоятельно на взаимовыгодных условиях. Выход - сделать такие контракты невыгодными. Для этого, по новому механизму, если потребитель покупает электроэнергию и мощность по свободному договору, он обязан возместить рынку разницу между ценой КОМа и тарифом для ГЭС. «Цену СДЭМа государство не знает, поэтому берется за основу тариф ГЭС», - пояснил «Интерфаксу» источник в «Совете рынка». Цена свободного договора является коммерческой тайной.
«Уже половина наших потребителей отказалась от заключения таких договоров», - говорит О.Причко. С начала года в «Иркутскэнерго» обратились потребители за заключением свободных договоров на порядка 2 ГВт.
Правда, эти объемы не идут ни в какое сравнение с тем, сколько по свободным договорам покупает один из крупнейших потребителей энергорынка ОК «РусАл», который как и «Иркутскэнерго» (в составе «Евросибэнерго») принадлежит холдингу Олега Дерипаски En+. Суммарно заводы «РусАла» покупают у «Евросибэнерго» около 38-40 млрд кВт.ч электроэнергии и 5,1 ГВт мощности, то есть чуть меньше половины вырабатываемой электроэнергии и примерно четверть всей мощности генкомпании. В собственности «Евросибэнерго» находятся 15 ГВт гидромощностей Сибири - 9 ГВт у «Иркутскэнерго» и еще 6 ГВт у Красноярской ГЭС (суммарная мощность «Евросибэнерго» - 19,5 ГВт).
Оценить реальный ущерб «РусАла» от новых правил энергорынка сложно, однако из ряда источников звучала сумма в 7 млрд рублей в 2011 г.
При этом в правилах не обозначен срок действия такой меры, как не отражено и то, на правоотношения какого периода она распространяется.
«Будем надеяться, что на ранее заключенные договоры эта мера не распространится», - сказал О.Причко, напомнив, что «РусАл» при выходе на IPO в начале 2010 года говорил о том, что дешевая электроэнергия является преимуществом компании по сравнению со многими мировыми конкурентами.
Глава «Совета производителей электроэнергии» Игорь Миронов считает, что юридически применение новых норм к действующим договорам невозможно, однако, по его информации, государство продолжает обсуждать, каким образом на них можно распространить утвержденные правила.
В правилах также заложена норма, которая снижает влияние свободных договоров на электроэнергию на формирование небалансов по рынку на сутки вперед (РСВ). Так, если складывается отрицательный небаланс, то стороны компенсируют его самостоятельно. В обратной ситуации им возвращается разница.
Обе меры делают неинтересными планы «РусАла» по заключению новых долгосрочных двусторонних договоров, например, с Саяно-Шушенской ГЭС (входит в состав государственной «РусГидро») для поставок на Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы. Но источник в «РусГидро» считает, что это временная ситуация. «Это (изменение расчета по СДЭМ) - позиция 2011 года, может быть, 2012 года», - уверен он. Тем более, не должно быть проблем с заключением СДЭМ по крупным проектам строящихся ГЭС во второй ценовой зоне, таким, например, как Богучанская ГЭС (ввод первой очереди станции запланирован на 2012 год).
Пересчитать нельзя помиловать
Еще на самом раннем этапе борьбы государства с резким ростом конечных цен на энергорынке одной из первоочередных мер в этом направлении назывался пересчет тарифов вынужденной генерации. Снижение нагрузки на потребителей от этой меры оценивалось в 7 млрд рублей. Этот объем денег недополучат приблизительно 20 ГВт генерации.
Пересмотр тарифов вынужденных генераторов будет строиться на учете прогнозной прибыли от продажи электроэнергии и мощности всей генерации компании, часть генерации которой работает в вынужденном режиме. При этом пересчитанная цена должна быть не ниже минимума из цены на мощность в соответствующей зоне свободного перетока (ЗСП) и тарифа на мощность этого генератора.
Изменения ценообразования на мощность вынужденной генерации коснулись и 2012 года. Так, цена будет формироваться с учетом прогнозной прибыли от продажи электроэнергии и с фактически полученной прибылью (убытком) от продажи электроэнергии в 2011 году, если он в это время являлся вынужденным. «Получается, что могут в 2012 году учесть убытки от пересчета вынужденных тарифов», - предположил собеседник в «Совете рынка».
Однако в последующие годы ФСТ будет определять стоимость вынужденной мощности с учетом прогнозной прибыли электроэнергии, которая будет торговаться на рынке на сутки вперед (РСВ).
Ранее же предполагалось, что вынужденные генераторы будут получать плату одним из способов: либо продавать по тарифам ФСТ и электроэнергию, и мощность, либо только торговать на РСВ без оплаты мощности.
Без мощности
| |