|
Валерий Мунтиян рассказал о присоединении Украины к ТС и ЗСТ с Евросоюзом
Несмотря на предостережения Евросоюза, Киев начал консультации о возможном вступлении в Таможенный союз (ТС) с Белоруссией, Казахстаном и Россией. Об условиях участия Украины в этом объединении и об ожидаемых выгодах от него корреспондентам Ъ СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО и ЮРИЮ ПАНЧЕНКО рассказал уполномоченный Кабинета министров по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества ВАЛЕРИЙ МУНТИЯН.
- Украина ведет переговоры о создании зон свободной торговли (ЗСТ) как с СНГ, так и с Евросоюзом. Не противоречат ли эти ЗСТ друг другу?
- ЗСТ с СНГ создается на основе норм и принципов ВТО, поэтому, сами понимаете, у Евросоюза не может быть никаких претензий к этому договору. К тому же не забывайте, что ЗСТ с ЕС еще не существует, пока только идут переговоры о ее создании. А ЗСТ с СНГ действует с 1994 года, сейчас же речь идет о том, чтобы изменить соответствующее соглашение, привести к сегодняшним реалиям и добиться его ратификации всеми сторонами, в том числе Россией, которая так и не ратифицировала старый договор.
- Каким будет экономический эффект для Украины от вступления в силу договора о ЗСТ с СНГ?
- По нашим расчетам, за первый год полноценной деятельности ЗСТ товарооборот Украины со странами Содружества должен увеличиться приблизительно на 35%.
- А какие изъятия из режима свободной торговли предусмотрены данным соглашением?
- В качестве изъятий, по которым останутся экспортные пошлины, зафиксированы сахар и - по требованию Казахстана - 4 позиции по спирту. На импортные пошлины создание ЗСТ не повлияет, но я хочу подчеркнуть, что в случае нашего присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана и они будут отменены.
- Не кажется ли вам, что идея присоединения к ТС противоречит приоритету сотрудничества с ЕС?
- Для нас недопустимо, чтобы было противоречие, ведь для Украины очень важны и огромный рынок Евросоюза, и дружественные отношения с ЕС. По итогам 2010 года доля стран ЕС во внешнеторговом обороте Украины составила 29,6%. Но еще большу часть, 40,2%, занимает торговля со странами СНГ. Поэтому нам нужна такая модель, которая позволит не потерять уже завоеванные рынки и нарастить объемы по наиболее перспективным позициям.
- Какой вы видите модель сотрудничества Украины с Таможенным союзом?
- Оптимальная модель - постепенная интеграция. Первым этапом станет создание ЗСТ с СНГ. Но мы должны помнить, что соседи уже обогнали нас, реализовав второй этап - Таможенный союз и начав реализацию третьего - Единого экономического пространства (ЕЭП.--Ъ). Прежде чем стать полноценным членом ТС, нам нужно присоединиться к Евразийскому экономическому сообществу, ратифицировав около 10 межгосударственных договоров. Затем для вступления в ТС Украине потребуется признать еще 51 соглашение: изучить их, подписать, некоторые - ратифицировать. Это непростой процесс! Нужно детально проанализировать все эти документы, провести юридическую и экономическую экспертизу. И мы уже занимаемся этим анализом.
- Для присоединения к ТС Киев обязан откорректировать свои обязательства в рамках ВТО. Вы оценивали связанные с этим угрозы?
- Действительно, присоединяясь к ТС, мы будем вынуждены повысить свои таможенные тарифы. Сегодня в Украине средний входной тариф составляет 4,5%, а в странах ТС - 10,25%. Мы не можем отказаться от членства в ВТО, ведь оно тоже дает нам определенные выгоды. А это означает, что нам придется вести переговоры со всеми 153 странами--членами ВТО, договариваясь об изменении условий нашего членства. Естественно, эти страны поднимут вопрос о компенсации потерь, которые они понесут.
- Готовы ли Россия или другие страны ТС компенсировать Украине потери?
- Это наше первое условие: если мы соглашаемся на углубленную интеграцию в Таможенный союз, ТС должен взять на себя эти компенсации. В Минэкономразвития уже просчитали цену вопроса - если взять за основу экономику докризисного 2008 года, потери Украины составят $1,9 млрд. Нам придется увеличить 762 тарифные позиции по товарным группам и вести соответствующие переговоры со странами--членами ВТО. К слову, ТС готов вести переговоры о снижении своих ставок, сейчас по этому вопросу и по компенсациям ведутся консультации на уровне экспертных групп.
- Вы не опасаетесь, что пересмотр условий участия Украины в ВТО может ухудшить положение наших экспортеров?
- Давайте говорить откровенно: при вхождении в ВТО мы торопились, лишь бы сделать это быстрее России. Хотя, с точки зрения экономиста, важно не время вступления, а его условия, экономическая составляющая. Тогда, в спешке, далеко не все позиции были зафиксированы на желаемом для Украины уровне. Сейчас союзы промышленников, начиная от химиков и заканчивая водочниками, криком кричат: ребята, чем вы думали, когда соглашались? Теперь у нас появляется возможность пакетом пересмотреть все невыгодные для Украины позиции. Так что перед нами стоит задача предоставить президенту и правительству анализ не только трудностей, но и ожидаемых выгод, чтобы в итоге было принято верное решение.
- Какими могут быть формы компенсации со стороны ТС?
- Это будет не только финансовая помощь. У нас очень энергоемкая промышленность, и привести ее в соответствие с мировыми стандартами будет очень трудно. Фактически существующую экономику надо перенести куда-то в океан и взорвать там, а на освободившемся месте построить новую. Это огромные деньги, у нас нет таких ресурсов. Поэтому мы ставим условие, чтобы Российская Федерация пересмотрела формулу договора на поставку газа, уменьшив его стоимость для Украины как минимум в 2 раза.
- Речь идет о доступе Украины к добыче газа на территории РФ?
- Для нас важен не механизм, а результат - чтобы цена газа для Украины была такой же, как для субъектов предпринимательской деятельности на территории РФ. Еще одним компенсатором должна стать нефть. Мы хотим, чтобы в результате интеграции в ТС россияне сняли экспортную таможенную пошлину - а это $300 за тонну. Еще один компенсатор - транспортные тарифы. Сегодня железнодорожный тариф составляет треть стоимости энергетического угля, который мы получаем из России. И наконец, мы ожидаем роста кооперации. Она даст огромный эффект и в энергетике, и в машиностроении, и в авиации, и в других отраслях.
- А что мешает кооперации с российскими предприятиями уже сегодня, без создания ТС?
- Ничего не мешает! Но россияне задают вопрос: зачем нам это нужно? Они говорят: зачем нам вкладывать в вашу экономику, если вы завтра будете интегрироваться в НАТО - ведь при прежней власти была такая угроза - или еще куда-то. Им нужны гарантии того, что Украина останется надежным партнером России - тогда пойдут и кооперация, и инвестиции в основное производство украинских предприятий.
- Визит российского премьера Владимира Путина в Киев 12 апреля будет посвящен вопросу интеграции Украины в ТС?
- Я полагаю, что в том числе будут переговоры и об этом. Вы сами видите, что основная нагрузка по компенсациям, которых мы ожидаем, ложится на Россию.
- Какова сумма компенсаций в денежном выражении?
| |