|
Андрей Ефимыч умер. В прошедшей премьере театра «Галёрки» чеховский персонаж «Палаты №6» умирает... ровно два раза. В начале спектакля и в конце.
Моноспектакль в современном театре явление редкое, сложное, а вместе с этим и уникальное. Особенно, если на сцене ставят русских классиков. Исповедальная манера повествования. Философские беседы в сочетании с практической психологией. Всё это мастерски переплетается в чеховском произведении.
Без фальши
На сцене «Галёрки», казалось бы, та же грустная история о том, как люди сходят с ума. Но в роли сумасшедших и не очень персонажей - один человек. Молодой актёр Артём Савинов в спектакле «Андрей Ефимыч» без всякой фальши сыграл всех героев «Палаты №6». От доктора Рагина до тихого умалишённого жида Мойсейки. На одном дыхании. Без малейших остановок и антрактов. Жизнь обитателей палаты №6 напоминает поток сознания с лейтмотивом «Не стоит мешать людям сходить с ума».
Жизнь амёбы
Тяжёлый с психологической точки зрения чеховский текст в такой интерпретации звучит совсем по-другому - на грани эмоций и натянутых нервов. Как на сцене, так и в зрительном зале. Строчки врезаются в память и царапают душу. Всё как в лечебнице для душевнобольных, только на порядок острее. Здесь можно биться головой о стул, падать на пол, кричать и даже играть на саксофоне. Искренность зашкаливает и к концу моноспектакля невольно начинаешь ощущать себя ещё одним персонажем знаменитой «Палаты». Смысл чеховской фразы «Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же кто-то в них кто-то сидеть» начинает обретать новые смысловые оттенки.
Минимализм сценографии полностью оправдывает жанр «практической психологии». Стул, кровать, железная чашка. И не зря Андрей Ефимыч в конце пьесы задаётся вопросом: неужели в такой обстановке можно прожить неделю, месяц, год?.. И в конце концов, к чему мешать людям умирать, если смерть - нормальный и законный конец каждого? А без страданий жизнь человека пуста и похожа на жизнь амёбы?
Он не сходит с ума. Просто понимает те вещи, на которые последние 20 лет не обращал никакого внимания.
Этот спектакль - творческий тандем молодых актёров театра Кирилла Витько, выступившего в качестве режиссёра, Артёма Савинова, исполняющего главную роль, а также хореографа Виталия Кадочникова.
В конце прошлого года художественный руководитель «Галёрки» Владимир Витько объявил среди актеров театра конкурс на лучшую самостоятельную работу по произведениям А. П. Чехова. В результате появился проект Кирилла Витько, который параллельно с работой в «Галёрке» учится на режиссёрском отделении Российской академии театрального искусства. Спектакль ещё до премьеры в Омске успел побывать на двух крупных фестивалях («Русская классика» в Лобне и «Золотой Витязь» в Москве) и получить высокую оценку критиков. В мае этого года спектакль будет представлен на престижном чеховском фестивале «Мелиховская весна».
| |