|
Греция решилась на конфискацию судов в ходе войны с неуплатой налогов. Болгария уже арестовала 22 судна. В Италии после нашумевшего ареста яхты бизнесмена Флавио Бриаторе ситуация так и не прояснилась. Налоговики этих стран, проведя аудиторскую проверку и обнаружив сокрытие доходов, стали конфисковать яхты, чтобы заставить людей платить налоги. Грозят ли подобные санкции российским гражданам, чьи яхты находятся на территории Евросоюза?
На этот вопрос «Вестей ФМ» ответил главный научный сотрудник Института государства и права РАН Василий Гуцуляк.
«Вести ФМ»: Итак, можно ли в Европе задержать частное российское судно или есть некие другие обстоятельства?
Гуцуляк: Действительно, тут есть определенные сложности. Дело в том, что универсального международного договора, который бы предоставлял государствам действовать в связи с нарушением налогового законодательства, нет. Поэтому государства пошли по пути заключения двусторонних соглашений. На сегодняшний день наибольшее распространение получили соглашения об устранении двойного налогообложения. А вот то, что происходит сейчас, создает серьезную основу для такого рода действий в будущем. На основании двусторонних соглашений государство вполне может действовать, исходя из своих интересов, а именно: в том случае, если не уплачиваются налоги, оно вправе задержать яхту для обеспечения своих требований.
«Вести ФМ»: А у России есть двустороннее налоговое соглашение со странами ЕС?
Гуцуляк: Нет, вот именно, что у нас пока, к сожалению, таких двусторонних соглашений нет. Есть об устранении двойного налогообложения, но когда речь идет именно о неуплате налогов, то это несколько иное. Таких соглашений нет. Поэтому в данном случае единственное, что возможно, - это если Россия обратится к тому или иному государству в отношении того или иного недостаточно добросовестного собственника.
«Вести ФМ»: То есть укажет конкретную фамилию и конкретное имущество?
Гуцуляк: Совершенно верно! Тогда в этом случае будут правомерны действия властей по задержанию яхты.
«Вести ФМ»: Если говорить об общей практике между европейскими странами, на какой срок можно поставить частное судно на прикол?
Гуцуляк: Например, по нашему законодательству, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, капитан порта может задержать судно на 72 часа. И, в общем-то, наш Кодекс соответствует основным требованиям, в том числе и с точки зрения задержания и в других портах мира. Поэтому нужно исходить из того, что до трех суток судно может быть правомерно задержано. Но если на этот счет нет решения суда, тогда судно подлежит освобождению.
| |