|
Министр финансов США Тимоти Гайтнер предупредил, что если конгресс не примет необходимые меры, то 16 мая США достигнут установленного законом предельного уровня госдолга и потеряют возможность привлекать средства для финансирования госрасходов. По словам Гайтнера, Минфин США сможет применить чрезвычайные меры, чтобы высвободить дополнительные резервы, но это даст передышку примерно на восемь недель, то есть до начала июля.
«Чем дольше конгресс медлит, тем больше вероятность, что инвесторы внутри страны и за рубежом начнут терять веру в нашу способность выполнять свои задачи и обязательства», - отметил Гайтнер. Промедление может привести к повышению стоимости заимствований и задержке с выделением средств военным, пенсионерам и другим категориям населения. «Дефолт может вызвать финансовый кризис, который будет сильнее, чем тот, после которого мы только начинаем восстанавливаться», - считает глава Минфина США.
Гайтнер полагает, что любые меры по сокращению расходов не дадут немедленного эффекта, и поэтому повышать предельный уровень госдолга необходимо, поскольку это позволит выполнять текущие обязательства бюджета.
Эксперты отмечают, что поднятие в очередной раз предельного уровня госдолга не решает главного вопроса: долги США продолжают стремительно расти, государство не может своими активами обеспечить покрытие или выплату этих долгов, США являются государством-банкротом, и время банкротства уже пришло.
«Повышать уровень госдолга, а не отдавать долги - любимая американская финансовая забава. Конгресс США устанавливает верхнюю границу допустимого размера долга, и пока он ее не изменит, администрация не имеет права увеличивать заимствования. А поскольку дефицит федерального бюджета достиг $1,5 трлн в год, наращивать заимствования просто необходимо, поэтому администрация и обращается в конгресс с просьбой поднять планку долга», - пояснил Вестям.Ru главный экономист ИК «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц.
Между тем, в палате представителей большинство у республиканцев, а они требуют сократить расходы и сократить дефицит бюджета. Но это всего лишь политические игры, уверен Егишянц. По его мнению, конгресс разрешит Белому Дому занимать средства и поднимет планку заимствований. «Все прекрасно понимают, что если действительно урезать расходы казны и сократить дефицит, то экономика немедленно рухнет - прямые субсидии из бюджета обеспечивают порядка 10-12% располагаемого дохода американцев. Урезание субсидий породит резкий обвал совокупного спроса в стране», - отметил Егишянц.
В то же время, наращивать долг бесконечно нельзя: в мире уже с настороженностью воспринимают казначейские обязательства США, поскольку размер госдолга страны достиг почти 100% от объема ВВП. Пока растущую дыру в бюджете латает Федеральная резервная система (ФРС) США, которая сама выкупает гособлигации за счет дополнительной эмиссии долларов. Этот процесс уже вызвал мощную волну инфляции в мире, поэтому возможности подобной политики ограничены.
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявил накануне, что американская администрация должна сократить расходы бюджета США почти на 35%, чтобы вернуть бюджет под контроль. Но это совершенно нереально, ибо вызовет немедленный тяжелый экономический кризис, что понимают и в Европе, и в США. «Выхода из этого тупика нет. На хорошее можно надеяться при бурном росте экономики, однако таковой отсутствует. Значит, рано или поздно придется проводить решительное сокращение расходов бюджета, иначе гособязательства США ждет участь гособлигаций Греции, Португалии и Ирландии», - считает Егишянц.
В этих странах работают не менее опытные экономисты и политики, но и они не могут предотвратить надвигающийся дефолт. Несмотря на все усилия, долги в еврозоне растут, что неизбежно приведет к развязке в виде кризиса.
Во вторник вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин признал, что одной из проблем мировой экономики остается дефицит бюджета США, его сокращение не укладывается в график, обещанный американской администрацией. Помимо этого, США продолжают «политику количественного расширения денег», которые должны поддерживать американскую экономику, что создает избыток ликвидности на мировых рынках и приток спекулятивных средств на рынки развивающихся стран, отметил Кудрин. Это касается и российского рынка.
«Нельзя сказать, что государственный дог США подошел к некоему объективному пределу. Он являлся громадным и в 2009 году. Важно другое: на пределе находятся международные и американские ресурсы "переваривания" инфляции. Народные восстания в некоторых арабских странах наглядно показали, что эмиссия американской валюты, вызывающая стремительный рост цен на продовольствие, не может далее покрываться поддержкой доллара другими странами», - пояснил Вестям.Ru руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Многие страны перестали выдерживать эту нагрузку. Даже ЕС переходит к политике жесткой экономии средств. Несмотря на высокие цены на сырье, этот курс взяла и Россия, отметил эксперт.
США могут печатать доллары и наращивать объем национального долга. Но поддержка этой политики другими странами ослабевает, что подтверждает происходящее с начала года ослабление американской валюты. «После Туниса, Египта и Ливии элиты большинства стран в ужасе: они сознают, что дальнейший перенос инфляции с американской валюты на другие валюты чреват полной потерей контроля над внутренними социально-политическими процессами», - подчеркнул Колташов.
Увеличение госдолга США и эмиссия доллара, прежде всего, подпитывают финансовые корпорации, а не реальный сектор экономики, а затраты на «восстановление экономики» являются не чем иным как подпиткой спекулянтов. Триллионы «пустых» долларов толкают вверх мировые сырьевые и фондовые рынки на фоне разрушения потребительского спроса.
Администрация США намеревается с осени перейти к политике жесткой экономии, но объективные условия, включая происходящие в мире события, могут ускорить этот переход. «Спор между демократами и республиканцами в США идет не по вопросу о политике как таковой, а по вопросу о сроках начала ее масштабного осуществления», - считает Колташов.
Очередное повышение допустимого уровня госдолга США означает, что размер повышения компенсируют эмиссией долларов. Кто-то эти доллары должен купить, а таких стран все меньше, или всю эту дополнительную «ликвидность» направят на сырьевые и финансовые рынки. Минфин США в лице Гайтнера предупреждает мир: долг США растет и мы позволим ему расти, у нас нет другого пути. Другое дело, что долговая нагрузка ляжет на все без исключения страны, принимающие к оплате доллары США и покупающие долговые обязательств США. К чему это может привести, уже ясно. Но парадокс остается: США продают свои долги, и эти долги еще и покупают.
Представьте себе ситуацию: вам для развития собственной семьи очень нужны деньги. На ремонт квартиры, на пропитание, на покупку школьных принадлежностей и так далее. В семье всегда существует нехватка денег и жизненные потребности. А тут приходит сосед и говорит: «У меня долгов полно. Но это не беда. Купи часть моих долгов!»
Вы даже не понимаете, о чем речь. Как это так? Купить долги? То есть вы соседу отдаете деньги за его долги? Абсурд, бессмыслица. Вы покупаете его долг на 100 рублей, он обещает вам платить за это 2-3% в год, а через пять-десять лет обещает долг вернуть. То есть вы отдаете 100 рублей, а имеете с этого 2-3 рубля в год. Значит, вы лишили свою семью 100 рублей, вы обокрали своих домочадцев. Именно это и происходит с долгами США и с их покупкой другими странами.
«Поскольку мировые валюты, в том числе рубль, обеспечены долларом, американская валюта, в свою очередь, обеспечена еще и экономикой других стран. Доллар обеспечен российским сырьевым экспортом, китайским промышленным экспортом, и много чем еще - фактически, всей мировой экономикой, для которой доллар остается основной расчетной валютой», - пояснил Вестям.Ru аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Все описанное выше объясняет смысл экономического «вампиризма» США. Только экономики других стран в этой ситуации - «доноры», импортирующие чужую денежно-кредитную политику и работающие на чужую финансовую систему, хотя система уже дала масштабный сбой.
Увеличение объема долга - это всегда плохо. Но еще хуже то, что Гайтнер даже не говорит об увеличении выплат по долгам. Он говорит: госдолг США будет расти, мы повысим уровень госдолга. Разве это хорошая новость, задается вопросом Вязовский. США и в этот раз отложат неизбежный дефолт, можно еще немного поиграть в гособлигации. О дефолте объявлений не будет, он настанет неожиданно, как кризис 2008 года.
| |