|
В Москве открылась выставка «За неделю до полета», которая посвящена 50-летию первого полета человека в космос. В галерее Леонида Шишкина представлены живопись и графика продолжателей русского космизма, маститых соцреалистов, «неофициального искусства XX века», художников и скульпторов рубежа тысячелетий.
Неизведанный космос, как предчувствие покорения внеземного пространства. Еще в 20-е годы прошлого века, задолго до гагаринского «Поехали!», художники-космисты из группы «Амаравэлла», представляли Вселенную в своих картинах.
Полотна Бориса Смирнова-Русецкого, ученика Николая Рериха, одного из ярких представителей этого движения - словно фотоснимки, сделанные космическим телескопом. «Они просто мечтали о космосе как о некоем идеальном месте», - рассуждает искусствовед, арт-критик Дмитрий Буткевич.
Когда покорение космоса свершилось, а дальнейшее его освоение превратилось в гонку сверхдержав, изменились и сюжетные линии. Художники стали воспевать покорителей внеземного пространства. Особенно ярко это проявилось у соцреалиста Александра Силина.
Для авангардиста Александра Лабаса вторая женщина - космонавт Светлана Савицкая и вовсе предстаёт божественной музой.
На выставке своеобразным переходом от страны советской к России современной стала метафоричная «Птица» Марата Бабина - как символ свободного полета фантазии художников по просторам Вселенной.
«Последний космист» - как называют Сергея Шутова искусствоведы - художник-постановщик фильма «Асса» представил для выставки работу 1993 года «Мальчик и планета». «Понятно, что Сент-Экзюпери здесь - в основе, он вдохновлял его и все эти блестки и звезды, - говорит Дмитрий Буткевич. - Если на них поближе посмотреть, они сделаны аппликацией, это его традиционная техника».
Представление современных художников о космосе дополняют картины авангардиста в третьем поколении Александра Лозового. Его «Красная планета» - не из газопылевых облаков, а из разноцветных обрывков бумаги.
«Он делал монотипии, и собралась пачка, он понес ее на помойку, и она у него разорвалась, получился веер из разноцветных работ, - рассказывает куратор выставки Люсинэ Петросян. - И вот у него стали появляться такие работы».
Инсталляция Марины Звягинцевой - «Планета Солярис» - тоже из бумаги, пропитанная красками «разумного океана».
«Мне показалось, что Солярис должен быть таким - текучим, живым, поскольку монотипия позволяет поймать движение воды и сделать подобную картину», - говорит художник Марина Звягинцева.
Художники-изобретатели, как себя называют Сергей Катран и Владимир Смоляр, - представили «Цветозвуковой запускатель ракет» - своеобразный «светофор для космонавтов».
«Снабдили его электронной напоминалкой с закодированной музыкой и всевозможными пиктограммами», - поясняет художник Сергей Катран.
Художник Владимир Смоляр добавляет: «Мы применяем систему, состоящую из семи цветов радуги, и здесь в отличие от светофора запускается не на зеленый, а на красный».
Космос на протяжении столетия будоражит умы художников и заставляет их вновь и вновь обращаться к этой теме - предвидеть, воплощать и снова фантазировать. Что вполне логично, ведь в бесконечном космическом пространстве еще так много неизведанного.
| |