|
Отношения России и Сербии не сложные. Сложным является сербское восприятие России, ее интересов и приоритетов в мире. Сербия не фигурирует на первых строчках этого списка. Она не фигурирует и в российских СМИ, за исключением ситуаций, когда происходит что-то, что сближает Сербию с Западом. Таким образом, если исключить применение ностальгичной геополитики и политики привлечения России из уравнения, то что же останется?
Применение России дало неполный результат: с одной стороны, Косово не вступило в международные организации, с другой, Сербия не достигла значительного прогресса на пути в ЕС, а в вопросе Косова не добилась чего-либо, что не было доброй волей ее западных партнеров.
Боюсь, что результат был бы идентичным, даже если бы Международный суд заявил, что независимость Косово противоречит нормам международного права.
Отношения России и Сербии не сложные. Сложным является сербское восприятие России, ее интересов и приоритетов в мире. Сербия не фигурирует на первых строчках этого списка. Она не фигурирует и в российских СМИ, за исключением ситуаций, когда происходит что-то, что сближает Сербию с Западом. Таким образом, если исключить применение ностальгичной геополитики и политики привлечения России из уравнения, то что же останется?
А остается гораздо больше, чем того хотели бы «ностальгики» - по крайней мере восемь вещей:
1. Русская политика «сперва столицы стран ЕС - а затем Брюссель» еще в силе. Вполне реально ожидать, что она продолжится, и когда Сербия будет в ЕС, и что Сербия тогда будет говорить с Россией о своем положении в ЕС в контексте политики Евросоюза в отношении России. Пусть это никого не натолкнет на мысль, что тогда Сербия для России станет очень важной, но, безусловно, она будет более значимой, чем сегодня. С вступлением Сербии в ЕС Россия преодолеет нынешнее разочарование политикой компромисса с Брюсселем.
2. В связи с новой архитектурой безопасности в Европе, Сербия должна следовать европейской линии, прежде всего Франции и Германии. Для страны, претендующей на вступление в ЕС, а не в НАТО, это было бы логичным шагом. Это шаг, который Сербия может себе позволить, а Россия знает, что не может рассчитывать на большее. Любые отклонения в русскую или американскую сторону по данному вопросу подвергли бы Сербию излишней турбулентности, которая в настоящее время не обещает никаких конкретных выгод.
3. Все экономические показатели свидетельствуют о том, что возможность для развития сербской экономики заключается в ориентированности на экспорт. Необходимо найти способ расширить действие существующего соглашения о торговле с Россией на государства-члены Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Пока Сербия не вступит в ЕС, это для нее очень важно.
4. Как показал недавний ремонт самолетов в России, Сербия по-прежнему зависит от России, поскольку большинство ее оружия советского, т.е. российского производства. Россия, конечно, заинтересована, чтобы ситуация оставалась без изменений, так же, как и Сербия звинтересована в том, чтобы получить возможность выбора. В «неофициальном» документе от 11 мая, говорится, что одним из приоритетных является и военно-техническое сотрудничество с Сербией.
5. Если «Южный поток» будет построен, энергетика, безусловно, станет основой сотрудничества России и Сербии. Это очень полезно для Сербии, так как проект позволит значительно улучшить энергетическую безопасность страны. Кроме того, Россия владеет в Сербии контрольным пакетом акций этого проекта, что ставит ее компании в более выгодное, чем в любой другой стране в окрестности, положение. Логично ожидать, что Россия будет продолжать инвестировать в Сербию. Кроме того, у России в Сербии еще много лет не будет никаких проблем с правилами ЕС, пока Сербия не вступит в ЕС, что делает Сербию для России весьма привлекательной.
6. Сербские власти должны быть гибкими с русскими инвесторами. Копирование способа ведения бизнеса с западными и российскими компаниями неизбежно приведет к изоляции последних. Конечно, нельзя создавать специальные правила для российских компаний, но можно активизировать сотрудничество между сербской торговой палатой и различными комитетами и институциями по сотрудничеству, чтобы облегчить работу российским компаниям.
7. Неплохо бы активизировать сотрудничество с различными администрациями районов, областей и республик РФ. Интенсификация отношений с региональными лидерами в России, безусловно, привлекла бы инвестиции в Сербию. Сербский банковский сектор находится в неплохом состоянии и вполне реально ожидать, что российские региональные лидеры найдут этот сектор интересным. Языковая и культурная близость сиграли бы здесь положительную роль в развитии экономических отношений.
8. Следует отметить положительные шаги, сделанные в сотрудничестве с Россией. Если Центр по чрезвычайным ситуациям в Нише заработает, это однозначно будет способствовать безопасности в регионе. Это не должно быть единственным примером.
Можно сказать, что этот список пожеланий подходит Сербии. Вероятно, это правда. Сербия и должна сама формулировать свои интересы и приоритеты в отношениях с Россией в рамках вероятной реальности. Сербия вне НАТО и в будущем будет представлять интерес для России. Сербия должна выйти из косовских рамок отношений с РФ и строить устойчивые долгосрочные двусторонние отношения, которые бы соответствовали приоритетам ее интеграции в ЕС.
| |