|
Корреспонденты «СЭ» побеседовали с главным тренером «Волги», дебют которой в премьер-лиге получился ярким: две победы и одно поражение при разности мячей 5-1.
Особо символичным выглядит успех нижегородцев в последней встрече, где они разгромили «Динамо» - 3:0. Ведь, будучи футболистом, именно в составе бело-голубых Омари Михайлович провел больше всего матчей (101) и забил больше всего мячей (11), чем в любом из своих клубов.
ЛОБАНОВСКИЙ - ОДИН
- «Динамо» по-прежнему занимает в вашей жизни особое место?
- Это название - родное. Я же начинал карьеру в тбилисском «Динамо». А первым российским клубом стало «Динамо» московское. Вместе с ним становился серебряным призером и дважды бронзовым. Внимательно продолжаю следить за этой командой. К сожалению, уже много лет она не может сказать свое слово. Но надеюсь, это все-таки произойдет.
- Вы приняли «Анжи» после того, как в сезоне-2006 он занял в первом дивизионе 15-е место. В 2007-м подняли команду на десятую строчку, через год - на шестую, а в 2009-м - в премьер-лигу. История продолжается и в «Волге», которую вы в прошлом сезоне возглавили, когда она находилась во второй половине таблицы. Откуда такой дар?
- О тренерском даре говорить еще рано. Учусь, можно сказать, вместе с футболистами. Нужно отдать им должное: удалось донести до ребят, что они умеют играть и способны решать высокие задачи. Без этого достигать больших целей невозможно.
- Будучи игроком, вели тренерские конспекты?
- Было дело. Записывал за Валерием Газзаевым, Борисом Игнатьевым, Олегом Романцевым, Константином Бесковым, Гаджи Гаджиевым. В Италии к ним прибавились Карлос Бьянки и сменивший его в «Роме» Зденек Земан. Конспекты помогают, но у каждого тренера собственные взгляды на тактику, свои плюсы и минусы. Можно, конечно, копировать упражнения других специалистов, но если у тебя нет тренерской жилки, ни одна запись не поможет. Попробуйте взять конспекты Валерия Лобановского и тренировать. Уверяю, ничего не получится. Потому что Лобановский - один!
КОГДА ПРИГЛАСИЛИ В «АНЖИ», ЗАДРОЖАЛИ КОЛЕНИ
- Когда решили стать тренером?
- Заканчивая карьеру, уже знал об этом. И дело не только в конспектах. Можно долго их вести, а потом в один день забросить. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить тогдашнего президента «Анжи» Магомеда-Султана Магомедова, который четыре года назад пригласил возглавить команду. Честно говоря, немного задрожали коленки. Прежде работал помощником Гаджиева в Самаре. Когда сидишь на лошади сзади, чувствуешь себя легко и спокойно, можно подсказывать сколько угодно. Но когда сам берешь поводья, появляются сложности. Нужно уже отвечать за свои действия. В «Анжи» Магомедов все время был рядом. При этом никогда не лез в тренировочный процесс, дав карт-бланш в том числе и на распределение ролей в административном штабе. В то время дисциплина в команде хромала. Организация - тоже. Представляете, в первое время у нас было всего шесть мячей, причем все черные. Куда остальные подевались - не найти. Пришлось и этим заниматься.
- В этом сезоне 14-е место «Волги», позволяющее сохранить прописку в элите, вас устроит?
- Сейчас важно показать результативный футбол, играть так, чтобы болельщик получал удовольствие. Поэтому в каждом матче выходим и играем на победу. На сегодняшний день лично для меня задача - попасть в восьмерку. Если выполним ее, можно будет ставить и более высокие цели. Попасть в Лигу чемпионов, например. Почему бы и нет? Неправильно, выполнив одну задачу, расслабиться и не попытаться подняться выше.
- Попадание в восьмерку явно придаст уверенности игрокам?
- Конечно. Вот мы играли со «Спартаком» в Лужниках. С первых минут было видно: ребята задрожали. Случилась переоценка соперника и недооценка собственных возможностей. После матча все поняли: можно биться с любой командой. С «Динамо» уже была совсем другая игра.
Я ВИНОВАТ, ЧТО ОНИ ГРУЗИНЫ?
- В общении с журналистами вы всегда доброжелательны. А с футболистами как себя ведете? Можете, например, во время тренировки на кого-нибудь накричать?
- Не люблю лентяев и тех, кто делает одолжение. По отношению к ним приходится проявлять жесткость, повышать голос. И очень часто. Вот материть футболистов не могу. Хотя, когда игрок выходит на поле и отбывает номер, меня это бесит. При нынешних-то зарплатах!
Карьера футболиста коротка, и у него должны быть три качества: характер, здоровье и класс. Без всех трех составляющих - никуда. А сколько талантливых футболистов не заиграли! И талантливее нас! Почему? Из-за отсутствия характера.
- Самый яркий пример на вашей памяти?
- Грузинский игрок 1969 года рождения Мамука Апциаури, царствие ему небесное, умер в 22 или 23 года. Он был бескрайне талантлив - вся Грузия только о нем и говорила. В середине 80-х защищал цвета тбилисского «Динамо», его уже сравнивали с Мишелем Платини. Все у парня было, кроме характера! Потому и не заиграл. Больше такого футболиста не встречал.
- В прошлом году после кубкового поражения от «Динамо» вы сказали: мол, нам показали, что такое премьер-лига. В межсезонье ваш клуб провел одну из самых масштабных селекций: ушли 23 человека, пришли 17. Не перебор?
- Все просто: есть футболисты, которые соответствуют уровню первого дивизиона и не выше. Держать их в команде неправильно. Да им и самим было бы неинтересно только тренироваться, не попадая в состав. Плюс любому тренеру хочется взять тех, кто поможет добиться целей, поставленных руководством. К сожалению, приобрести получилось не всех, кого хотели.
- Кого же не удалось?
- Теперь могу назвать. Это Ангбва, Нахушев, Петр Немов и Алексей Иванов. Мы вели с ними переговоры, но подписать контракты бюджет не позволил. Вот исходя из тех возможностей, которые у нас есть, и того дефицита российских игроков, который существует в нашем футболе, мы и собрали состав. Может, в классе кому-то наши игроки и уступают, но самоотдача - на высшем уровне.
- В свое время вы столкнулись с разговорами о чрезмерном количестве грузин в команде. Как сейчас дела?
- Что касается «грузинского вопроса», мы брали игроков либо за мизер, либо вовсе бесплатно. Зарплаты у них минимальные. Естественно, это удобно. Ведь молодого россиянина, пусть и хорошего уровня, но который еще ни одной серьезной игры не провел, меньше чем за 400 - 500 тысяч евро не возьмешь. Легионера - легче. Все шестеро грузин из нынешней «Волги» - играющие. К тому же двое из них, Ходжава и Григалава, с российскими паспортами. В «Анжи» у меня был случай на пресс-конференции: вот, говорят, много грузин! Хорошо, кого убрать? Ашветия? Нет, отвечают, он хороший, нельзя трогать. Абрамидзе? Тоже - нет. Ходжава? Он наш любимец. Марцваладзе? Хороший, не трогай. Все хорошие! И что мне делать?! Я виноват, что они грузины?
ПРИ ГАЗЗАЕВЕ ДАЖЕ КОМАРЫ НА БАЗУ НЕ ЗАЛЕТАЛИ
- Идеал тренера?
- У каждого есть что взять. Например, всегда восхищался Константином Ивановичем Бесковым. Даже играя в Тбилиси, болел за его «Спартак».
- Что взяли у Бескова?
- Сам подход к игре, тот футбол, которого он от нас требовал.
- У Газзаева?
- Характер, внутренний стержень, умение настраивать.
- У Игнатьева?
- Желание привить быстрый футбол, в одно-два касания. У Бориса Петровича вообще отлично отлажен тренировочный процесс.
- У Земана?
- Волю к победе.
- У Бьянки?
- С ним удалось поработать всего полтора месяца.
- У Гаджиева?
- Многое. Например, индивидуальные собеседования. А еще - дисциплину. Как и у Газзаева. У Валерия Георгиевича было очень строго. При нем во Владикавказе новую базу построили, так он по периметру поставил фонари специальные против комаров - чтобы не залетали.
- Вам в свое время нравилась игра «Спартака». А сами в «Спартак» пошли бы?
- Так меня туда приглашали!
- Когда?
- Из «Динамо», после окончания сезона-94. Я даже предсезонные сборы со «Спартаком» прошел, но оказался в «Алании».
- Почему?
- Были кое-какие нюансы. Мы уже обговорили все условия, я дал на них добро, поскольку никогда за карьеру игрока условий не ставил. Единственный раз только (и то не знаю, как набрался смелости), еще в «Динамо», зашел к Газзаеву с просьбой. Мне давали однокомнатную квартиру, а я собирался родителей привезти и попросил двухкомнатную. И Газзаев вместе с Николаем Александровичем Толстых помогли. В «Спартаке» же, когда пришел подписывать соглашение, условия оказались, мягко говоря, другими. Меня это задело - сразу отказался. Ведь мог раньше отправиться в «Аланию», к Газзаеву, где мне давали гораздо больше. Но в «Спартак» шел в том числе из-за Лиги чемпионов. Валерий Георгиевич к этому отнесся с пониманием. А когда с москвичами сорвалось, взял к себе. До сих пор ему признателен. Обычно, если один раз отказываешь, во второй не зовут. Но Газзаев сделал исключение.
Александр МАРТАНОВ, Анатолий МАРТЫНОВ
Нижний Новгород - Москва
| |