|
КИЕВ, 6 августа. Вслед за скандальным банкротством «Кария Тур» украинский рынок могут покинуть еще несколько туроператоров. О такой возможности заговорили как представители власти, в частности, глава госдепартамента по туризму и курортов Украины Анатолий Пахля, так и сами игроки рынка, пишет «Дело».
«Проблемы есть не только у "Кариа Тур", но и у других компаний, которые сейчас пиарятся на том, что произошло с этим оператором», - признает президент Всеукраинской ассоциации туроператоров, руководитель туркомпании «Гамалия» Игорь Галахай.
В то же время многие компании, ориентированные на европейский и VIP-туризм, пострадали не так сильно, а у некоторых доходы в прошлом году даже выросли. Например, компания «Элит-Турс» за прошлый год увеличила свой доход до 40 млн грн с 14,7 млн грн годом ранее и смогла избежать убытков. Компания «Аккорд Тур», занимающаяся организацией туров в Европу, тоже не заметила кризиса - в 2009 году ее доход вырос на 70% - до 54,7 млн грн.
По информации издания, больше всего пострадал бизнес тех, кто занимался массовыми летними направлениями - в Турцию и Египет. Первый «фактор риска», с которым борются на данный момент игроки рынка, это резкое падение доходов компаний в условиях кризиса и, как следствие, серьезные убытки. Второй - чрезмерные финансовые обязательства перед партнерами как результат высокой конкуренции на рынке. Именно этот фактор, уверены эксперты, привел к банкротству «Кариа Тур».
Если посмотреть на доходы ведущих туркомпаний, то большинство из них декларирует небольшой заработок - всего в несколько млн грн. Учитывая среднюю стоимость одной путевки в 5 тыс. грн, легко можно посчитать, что, например, такие компании, как «Гамалия», «Яна» или «Тез Тур», чьи доходы за 2009 год составили от 5 до 7 млн грн, обслужили всего лишь около 1 тыс. клиентов каждая. Причем две из трех названных компаний задекларировали за прошлый год убытки.
Галахай отмечает, что туроператоры хотят отыграть убытки прошлого года, поэтому заказывают очень большие квоты на места в гостиницах, у авиаперевозчиков. Чтобы привлечь дополнительных клиентов на эти места, туроператоры идут на снижение цен, нередко продавая туры ниже себестоимости. «При общей низкой рентабельности туроператора (несколько процентов) работать в таком режиме туркомпания долго не может. Демпинг приводит к прекращению ее деятельности», - констатирует Галахай.
«В прошлые годы туркомпании активно привлекали кредитные средства, пролонгировали взятые ранее обязательства, надеясь на рост рынка. Проблемы накапливались и в какой-то момент "выстрелили", - добавляет основатель компании "Кандагар" Борис Зелинский.
По мнению директора компании "Пан Юкрейн" Елены Шаповаловой, для прозрачности работы рынка необходимо в первую очередь ввести обязательное страхование гражданско-правовой ответственности. "Это может быть или страхование туриста на случай банкротства туроператора или создание специального гарантийного фонда, в который должны вносить взносы все туроператоры", - говорит она.
Пока изменения в законодательство не внесены, госслужба по туризму намерена не допустить повторения ситуации с "Кариа Тур" за счет мониторинга деятельности игроков рынка. По словам Галахая, госдепартамент совместно с ассоциациями туроператоров налаживает тесное сотрудничество с турецкими властями. "Если перед отелями или авиакомпаниями будут возникать какие-то задолженности со стороны туркомпании, то турецкие власти сразу будут сообщать нам", - говорит он. Сработает ли такая система, пока не понятно.
Напомним, по данным журнала "ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины", большая часть украинских туркомпаний закончила 2009 год с убытками. К примеру, один из крупнейших операторов по турецкому направлению - компания "Туртесс Тревел" в 2009-м получила чистого дохода на 20% меньше, чем в 2008 году. Чистый убыток компании за этот период составил 21 млн грн.
| |