|
Вчера Кабинет министров принял решение понизить ставки акциза на бензин и дизельное топливо до уровня 2010 года. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс уже сегодня должны быть внесены в Верховную раду. Обсуждение этого вопроса вызвало жаркую дискуссию между премьер-министром Николаем Азаровым и вице-премьером-министром инфраструктуры Борисом Колесниковым, который уверен, что эта мера не приведет к снижению цен на топливо, но лишит госбюджет 1 млрд грн на строительство дорог.
О необходимости уменьшения акцизного налога на топливо премьер-министр Николай Азаров заявил во время открытой части вчерашнего заседания правительства. К обсуждению этого вопроса глава Кабмина подошел издалека, напомнив, что подорожание бензина и дизельного топлива влечет за собой повышение цены на газ, импортируемый Украиной из России «по злосчастной формуле Юлии Тимошенко». «Объективно возникла угроза дестабилизации ценовой ситуации на рынке энергетических ресурсов»,-- предупредил господин Азаров.
В качестве экстренных мер премьер предложил членам правительства рассмотреть возможность экономии энергоресурсов и снижения акциза на топливо во II квартале этого года. Напомним, после вступления в силу Налогового кодекса с 1 января акцизы, в частности на бензин, повысились на 37,9%, до 182 евро/т. «Это непростое решение, потому что деньги от акцизного налога формируют фонд дорожных работ. Этими средствами в стране строятся и ремонтируются дороги,-- упреждая критику в свой адрес, заявил Николай Азаров.-- Всегда найдутся те, кто перевернет вопрос так: вы что, дороги строить и ремонтировать не хотите? Этот пример я привел, чтобы стало понятно, как тяжело балансировать между развитием и потреблением и какие непростые решения приходится принимать правительству».
Дальнейшее обсуждение вопроса о снижении акцизов проходило за закрытыми дверями. Один из участников заседания сообщил Ъ, что против предложения премьера резко выступил вице-премьер--министр инфраструктуры Борис Колесников. В разговоре с Ъ вице-премьер подтвердил, что выступал против снижения акциза. «Это бессмысленно - экономия на литре бензина получается 50 коп., а потом на мировых рынках будет повышение цены на $5-7 за баррель нефти, и что тогда делать?» - сказал господин Колесников. По его расчетам, в случае снижения акцизов на топливо за три месяца действия нормы государство потеряет около 100 млн евро.
По словам Бориса Колесникова, денег на строительство и ремонт дорог в период действия пониженных акцизных ставок не будет. «Что останется, за то и будем строить»,-- посетовал вице-премьер. Он сообщил, что с 1 января 2012 года правительство планирует перейти на новую модель финансирования дорожных работ. «Мы хотим, чтобы деньги поступали на счета 'Укравтодора' напрямую. Украина должна собирать $4 млрд с проданного топлива, а собирает около двух, даже немного меньше. Это связано в том числе и с коррупционными действиями по всей вертикали реализации бензина»,-- отметил господин Колесников.
После окончания заседания Кабмина стало известно, что проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс в части снижения акциза на бензин и дизельное топливо был принят большинством голосов. Документом предусмотрено, что на второй квартал текущего года ставки акциза на бензин будут снижены на 50 евро/т, на дизельное топливо - на 30 евро/т. По словам заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, это решение позволит понизить цены на нефтепродукты в среднем на 50 коп. за литр (подробнее см. стр. 1, 7).
Министр топлива и энергетики оппозиционного правительства, народный депутат Александр Гудыма («БЮТ-Батькивщина») сообщил Ъ, что правительственный законопроект будет зарегистрирован в Верховной раде сегодня утром и после обеда может быть внесен в сессионный зал. «Это решение показывает, что Кабмин слаб в борьбе с нефтетрейдерами, которые вошли во вкус и зарабатывают деньги. Цены на бензин не помогли снизить ни усилия правительства, ни Антимонопольный комитет под началом Василия Цушко»,-- считает господин Гудыма.
Ольга Куришко
| |