|
7 апреля 2009 года в центре Кишинёва произошёл мятеж. Противники тогдашней коммунистической власти разграбили и подожгли резиденцию президента и парламент. На крыше президентуры был водружён флаг Румынии. Дрогнувшая власть не осмелилась подавить погромщиков, и, спустя несколько месяцев, пала. У штурвала страны, среди прочих, оказались открытые сторонники объединения с Румынией.
С тех пор прошло два года, и на 7 апреля 2011-го назначено заседание молдавских законодателей. Проходит оно в бывшем Зале Дружбы, потому как дворцы, сожжённые мятежниками, до сих пор не восстановили. Из прорумынских бандитов по-прежнему пытаются сделать героев, поскольку унионисты явно рассчитывают на них в будущем. Но с точки зрения аналитики интереснее иное: так был ли действительно в событиях 7 апреля 2009 года румынский след?
Если оперировать фактами, становится очевидным, что Румыния сразу же поддержала мятежников. В СМИ прошло сообщение, что президент Румынии Траян Бэсеску публично предложил тогда молдавскому коллеге Владимиру Воронину посмотреть документальный фильм о судьбе Николае Чаушеску, зверски убитого вместе с женой при перевороте 1989 года. Столь наглое заявление нельзя квалифицировать иначе, как прямую угрозу расправы на случай, если молдавская власть осмелилась бы нанести удар по унионистскому движению в Молдове. На румынских телеканалах целыми днями крутили кадры из центра Кишинёва.
Вскоре деморализованные коммунисты объявили погромщикам амнистию, выпустили арестованных из-под стражи, согласились на досрочные выборы Парламента и создали комиссию по расследованию тех акций. Но вплоть до 29 июля 2009 года, когда выборы привели к поражению ПКРМ, комиссия так ничего толком и не сказала. Возможно, её члены учитывали поствыборные перспективы...
А после прихода к власти Альянса за европейскую интеграцию государственный подход в отношении событий 7 апреля изменился в корне.
Тем не менее, анализируя события 2009-2011 годов, приходишь к однозначному мнению, что румынский след был. И есть. Вне зависимости от деталей организации и проведений мятежа 7 апреля, следует учитывать государственную стратегию Бухареста по отношению к территориям, входившим в 1918-1940 и 1941-1944 годах в состав «Великой Румынии».
За несколько лет до апрельского мятежа Румыния, воспользовавшись непрофессионализмом или прямым соглашательством соглашательством неких российских мидовцев, пробила в совместный документ дипведомств России и Румынии тезис об осуждении пакта Риббентропа-Молотова. Затем, в 2008 году, настала очередь Украины: сдуру украинское руководство, вместо того, чтобы пригрозить Бухаресту всем, вплоть до военной силы, согласилось обсуждать румынские притязания на собственную территорию в суде ООН. В итоге Киев потерял богатые месторождения газа на Черноморском шельфе в районе острова Змеиный. Одновременно продолжалось активное проникновение Румынии на Северную Буковину, где среди местного румынского населения создавалась сеть, в том числе - наверняка - разведывательная. Для проверки Киева на прочность Румыния требует теперь остров Майкан на Дунае.
Как уже не раз приходилось писать, не забывала Румыния и о Приднестровье. Так, Бухарест возражал и возражает против федерализации бывшей Молдавской ССР как возможного способа урегулирования конфликта на Днестре.
Всё это складывается в единую цепь. И события 7 апреля - одно из звеньев данной цепи. В целом же видится всё это следующим образом.
Во-первых, Румыния, навязывая Москве осуждение пакта 1939 года, стремится добиться от россиян бездействия на случай нового расширения территории Румынии. Ставка на то, что комплекс несуществующей вины за возвращение своих земель в 1940 году помешает России оказать сопротивление Румынии в любой форме.
Во-вторых, получение новых сырьевых ресурсов (Змеиный) усилит экономику, а, значит, и вооружённые силы Румынии на случай будущих конфликтов с противниками расширения этой страны на восток.
В-третьих, включение Приднестровья в состав Молдовы на унитарной основе поможет в будущем поставить вопрос о вхождении в состав Румынии всей бывшей МССР, включая современную ПМР.
В-четвёртых, приход прорумынских сил к власти в Кишинёве автоматически активизирует унионистские силы в Южной Бессарабии и Северной Буковине. Увидев подвижки в Кишинёве, успехи в территориальном споре с Украиной, давление на Приднестровье, прорумынские элементы в Украине начнут с удвоенной силой стремиться к интеграции с «матерью-Родиной».
Свержение коммунистической власти, у которой с Румынией были натянутые отношения, прекрасно вписывалось в эту схему. Установление полного или даже частичного контроля над молдавской политикой повышало вес внешнеполитических акций румынского руководства. После того, как осенью 2009 года кресло спикера и одновременно временного президента занял откровенный унионист Михай Гимпу, Румыния получила значительный доступ в государственный аппарат Молдовы и, что не менее важно, к секретной информации Кишинёва. Позиции спецслужб Румынии в Молдове резко усилились.
На днях и.о. президента и спикер Парламента РМ Мариан Лупу, сменивший на указанных должностях Михая Гимпу, заявил, что участия внешних сил в событиях 7 апреля 2009 года обнаружить не удалось. Это и понятно: не надо забывать, что сегодня М.Лупу - один из лидеров Альянса, пришедшего к власти во многом в результате тогдашнего мятежа. С другой стороны, румынское руководство и разведывательные службы Румынии не обязаны даже своих союзников посвящать во все детали планируемых акций.
В то же время не подлежит сомнению участие в событиях 7 апреля организации «Новые правые», которую многие эксперты считают идейной наследницей профашистских легионеров королевской Румынии. На видео зафиксировано и наличие в рядах мятежников румынской атрибутики. Разумеется, не все участники тех акций на 100% были унионистами. Но то, что именно Румыния горячо поддержала мятежников и больше всех выиграла от самого мятежа - неоспоримый факт.
Дальнейшее развитие молдо-румынских отношений лишь подтверждает это. Румынские компании претендуют на масштабное участие в приватизации стратегически важных объектов Молдовы. Для переориентации молдавской энергетики на Румынию Бухарест объявил о намерении вложить в молдавскую энергосистему 100 миллионов евро. В июне 2011 года должно пройти совместное заседание правительств Румынии и Молдовы. В СМИ сообщалось о возможном заключении Договора о военном сотрудничестве между Молдовой и Румынией. Двусторонние отношения, как мы видим, развиваются семимильными шагами при явном нежелании Румынии официально признавать государственную границу с Молдовой. Почему?
Осудив пакт 1939 года, Румыния целенаправленно ведёт дело к «ликвидации» его «последствий». Это означает подготовку благоприятных условий к возврату территорий, входивших ранее в «Великую Румынию». А лозунг для этого придумать легко: «воссоединение единого народа в границах Евросоюза», куда Румынию приняли по политическим соображениям. Для реализации данной схемы требуется согласие руководства Кишинёва. С этой точки зрения его замена для государственных интересов Румынии в 2009 году была необходима. События 7 апреля и то, что в молдо-румынских отношениях за ним последовало, этот вывод подтверждают.
Так что румынский след в мятеже 7 апреля явно просматривается. След большой и чёткий.
Андрей Сафонов
| |