|
В Московском Кремле сегодня открывается для посетителей уникальная выставка «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». На ней представлено более 400 уникальных экспонатов, в том числе и несколько знаменитых яиц Фаберже. Обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова уже оценила роскошь и красоту экспонатов.
Кочарова: Имя ювелира Карла Фаберже неизменно вызывает ажиотаж. За знаменитые яйца Фаберже коллекционеры выкладывают фантастические суммы, а публика не устает удивляться искусности и изобретательности ювелира, который создавал роскошные предметы. Хранитель коллекции Фаберже музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян объясняет причину такой популярности:
Мунтян: Карл Фаберже в своем творчестве, наверное, единственный из русских ювелиров объял все виды все отрасли, все направления, все оттенки золото-серебряного и даже камнерезного дела.
Кочарова: На сей раз в Московском Кремле представляют именно камнерезные изделия ювелирного дома Фаберже. Пять яиц и шестое назаконченное - показано впервые; маленькие фигурки животных, производство которых было поставлено на поток, композиции на темы Первой мировой войны, удивительные сады и букеты цветов. Все эти работы миниатюрны, но не менее удивительны, чем масштабные объекты, которыми, к примеру, декорирован Эрмитаж. Для самого Фаберже красота камня была на первом месте, рассказывает Татьяна Мунтян.
Мунтян: Фаберже ценил камни не за их стоимость, а за декоративный эффект. Он противопоставлял себя фирмам «Картье» и «Тиффани» и говорил: «я ценю работу не за то, сколько в ней бриллиантов и жемчугов, а за идею и художественную работу». Он также говорил: «я не торговец, я - художник».
Кочарова: Рядом с работами Фаберже и уральских мастеров, которым ювелир зачастую переправлял заказы, так как его мастерские не справлялись с объемом работ - фигурки фирмы «Картье». Фаберже был столь знаменит и популярен в Европе, что, вдохновляясь его фигурками, ювелиры «Картье» создавали свои объекты, которые зачастую тяжело отличить от работ Фаберже - настолько сильным было подражание.
Любопытно и то, как камнерезное дело развивалось в советские времена. Две работы художника Василия Коноваленко - живая иллюстрация истории. Театральный художник по образованию, он увлекся камнерезным делом. Но продолжать традиции искусства Фаберже, столь любимого российскими императорами, в советские времена оказалось не так-то просто, рассказывает вдова мастера Анна Коноваленко.
Коноваленко: Был совет при Минкульте, который вынес постановление, что идейное содержание работ Коноваленко искажает образ советского человека.
Кочарова: Василий Коноваленко иммигрировал в Соединенные Штаты, и теперь там находится большая часть его работ. Впрочем, мастера, верные идеологической линии партии, по-своему претворяли и переосмысливали наследие Фаберже. На выставке, к примеру, представлена колбаса из мрамора с аккуратно отрезанным кусочком - работа 20-х годов ХХ века. Какие времена - такие и образы, поясняют с улыбкой кураторы выставки.
| |