По мнению генерального директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области Елены Рубан, закон об ОМС поднимет систему здравоохранения на качественно новый уровень.
Это первое интервью генерального директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Новосибирской области Елены Рубан новосибирским СМИ. Корреспондент Сибкрай.ru побеседовал с ней о преимуществах нового закона об обязательном медицинском страховании и первых итогах работы в новой должности.
- Елена Геннадьевна, с 1 января 2011 года вступил в силу новый Закон об обязательном медицинском страховании. Некоторые говорят, что новый закон далеко не нов, многое уже прописано в других нормативных актах - вы согласны с такой точкой зрения?
- Если честно, то складывается ощущение, что самые громкие критики нового закона не очень хорошо владеют материалом.
Очевидно, что мы сегодня стоим на пороге серьезных изменений в медицинском обслуживании в России. Что может повысить качество медицинского обслуживания? Все рецепты открыты десятки лет назад: финансы, конкуренция и контроль. Новый закон обеспечивает все эти составляющие, причем они взаимообусловлены.
Объясню: закон дает возможность финансировать из страховых средств медучреждения вне зависимости от того, частные они, ведомственные или муниципальные. Это и деньги, и конкуренция. Но одновременно возрастает контроль: он и снизу - от пациентов, и сверху - со стороны нашего фонда и страховых компаний. Некачественное обслуживание влечет потерю не просто пациентов, но и живых денег. А может даже и лицензии. Причем и конкуренция среди страховых компаний растет: если уровень их работы не соответствует ожиданиям клиента, тот вправе самостоятельно выбрать другого страховщика.
Критиков понять можно: критиковать всегда проще и удобнее, чем вникнуть в суть проблемы и начать работать в рамках тех огромных возможностей, которые дает новый закон.
Конечно, проблемы имеются. Но чаще виновата не сама система, а конкретный исполнитель, безответственный руководитель. К сожалению, люди у нас не прочь высказаться вслух негативно, а когда мы к ним обращаемся и просим присылать нам письма со своими жалобами, недовольством, рассказом о том, в каком лечебном учреждении им оказали некачественную услугу, люди проявляют пассивность. А на основании чего тогда мы можем прийти к главному врачу и предъявить какие-то претензии в части низкого качества обслуживания или его недоступности? Мы не имеем просто такой возможности без обратной связи с потребителями, участниками ОМС - жителями области. Они сами отказываются информировать нас о недостатках медицинского обслуживания, только единицы предоставляют нам такую информацию. Большинство лишь ропщут, но не предпринимают конкретных действий. Между тем новый закон рассчитан на активных потребителей медицинских услуг. Которым не все равно. И нужно не ругать систему в целом, па посмотреть, что мы сделали сами, чтобы сделать ее лучше.
- Какие конкретные шаги для этого можно предпринять?
- Быть активным. Если вы приходите в поликлинику, а там стоит громадная очередь, вас не записывают к врачу на прием, надо писать жалобу в страховую компанию. А страховая компания теперь сама заинтересована в хорошем уровне медицинского обслуживания. Ведь сейчас потребитель медуслуг может сам выбрать страховую компанию - кто уже изучает информацию об этих компаниях, какие услуги они предлагают, с какими из лечебных учреждений у них заключены договоры - кто занимается таким выбором? Молчунов большинство. Поэтому хочется не только указать на преимущества нового закона об ОМС, но и сказать, что многие права были защищены законодателем и раньше, но реализация этих прав зависит от большого числа факторов, в том числе и от позиции каждого пациента. А этой пассивностью пользуются в конечном итоге некоторые лечебные учреждения. Например, за одни и те же деньги, которые выделяются на питание больного в стационаре, в одной больнице кормят хорошо, в другой - плохо. Значит, вопрос тут не в системе или законе, а в конкретных исполнителях. Хотите хорошего медицинского обслуживания - выбирайте лучшее.
- Что же стоит особо отметить в принятом законе?
- Например, права пациента не только закреплены, но и четко прописан механизм того, каким образом человек имеет возможность воспользоваться своими правами. И принципиально новая ситуация в законе - выбор страховой компании, о чем уже я сказала. Страховые компании играют очень весомую роль в системе ОМС, и конкуренция на этом рынке, собственно, существовала и раньше. Компаний было много, но их выбирал или чиновник, или какой-то руководитель по одним им известным критериям. Сейчас пациент может выбрать страховщика самостоятельно, и требовать с него выполнения всех необходимых функций, если ему что-то не понравилось, он уйдет в другую компанию. И страховая организация потеряет средства, которые им оплачивает сегодня фактически государство за каждого застрахованного - потенциального пациента.
И ранее была, и теперь в законе закреплена норма о выборе лечебного учреждения. И опять же, в новом законе очень четко прописан механизм такого выбора. Почему эта норма не была реализована ранее? Потому что доступ на рынок лечебных учреждений на рынок, а значит, и их конкуренция, был не оговорен, не установлен на законодательном уровне. И существовали на деле различные препятствия. В каких-то регионах включали в систему обязательного медстрахования частные клиники, в каких-то - нет, даже ведомственные больницы на территории новосибирской области не включались в систему госгарантий. Это все приводило к определенному паразитированию на эксклюзивных условиях, которые создавались для одних и не создавались для других. В новом законе эта проблема решена кардинально. Никто ни у кого не спрашивает разрешения, если лечебное учреждение решило войти со своей лицензией и штатом в систему ОМС, никто не может ему этого запретить. Необходимо лишь заявление, сам порядок вступления - уведомительный.
Еще один существенный, принципиальный момент - само финансирование со стороны ФОМС. Ранее ФОМС финансировал только пять расходных статей лечебных учреждений. Это зарплата персонала, начисления к ней, медикаменты, расходные материалы и питание больных. Не было финансирования коммунальных услуг, ремонта и так далее, все это покрывалось из бюджета. Законодатель установил, чтобы все работали в равных условиях. Сейчас идет поэтапное формирование одноканальной системы финансирования (оно завершится в 2012 году), когда все лечебные учреждения будут получать средства из одного источника - из средств обязательного медицинского страхования. И туда будут включены все статьи расходов, в том числе и ЖКХ. А значит, ведомственная, частная, муниципальная, районная больницы - все они будут финансироваться по одним правилам, будут находиться в одних экономических условиях. И их судьба будет находиться в зависимости только от собственного умения организовать лечебный процесс, чтобы к ним пришел.
- А нет ли рисков, что некоторые медучреждения гнаться за количеством пациентов в ущерб качеству обслуживания, когда просто не смогут справиться наплывом пациентов?