|
Корреспондент «Советского спорта» больше часа беседовал в Сочи с главой Международной федерации хоккея ИИХФ Рене Фазелем.
Господин Фазель прилетел в Сочи на встречу президентов национальных олимпийских комитетов стран Восточной Европы, СНГ и Балтии. Хоккейный босс был нарасхват, но все-таки нашел час для эксклюзивного интервью «Советскому спорту». Когда этот час закончился и пошел второй, я хотел прервать разговор. Но Рене Фазель меня остановил: «Вижу, у вас еще остались вопросы. Я готов отвечать дальше. Это моя работа».
ОБ ОЛИМПИАДЕ
«РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ!»
- Вы были в Ванкувере за три года до Олимпиады. Можете сравнить с тем, что видите в Сочи? Россия опережает график? Или отстает?
- Трудно сравнивать. В Сочи все строят с нуля. Тут же ничего не было - ни ледового дворца, ни лыжных курортов. Ванкувер уже имел всю инфраструктуру и вложил около $600 млн. в строительство трамплина, бобслейной трассы. Еще нужно было отреставрировать пару арен...
А в Сочи не было ничего. Поэтому я впечатлен тем, что вижу. Строятся магистрали, линии железных дорог, спортивные объекты... Все растет как на дрожжах! Понимаю, что тут 7 дней в неделю, 24 часа в сутки трудятся 42 тысячи рабочих. И у сочинской Олимпиады совсем другой бюджет. Но сравнивать с Ванкувером невозможно.
- Если говорить о хоккее, разница между Ванкувером и Сочи в размере площадок. В Канаде их ширина была 26 метров, в России будет 30 - по стандарту ИИХФ. Но как вы относитесь к инициативе КХЛ перейти на финские «коробки» (28 м)?
- Это не только Финляндия. В Европе много площадок такой ширины. Мой ответ прост. Хоккей - лучшая игра в мире. Без разницы, какая ширина льда. Во время легендарной Суперсерии-72 сборная СССР одержала две победы и один раз сыграла вничью в Канаде, где маленькие «коробки». А когда вернулась в Москву, то три раза проиграла на большом льду. Или вспомните финал чемпионата мира-2008 в Квебеке, когда Россия побила Канаду на ее территории.
Я считаю, что у площадок шириной 26 или 28 метров есть плюсы. Особенно в юниорском и женском хоккее. Игра на них более зрелищная. Но перестроиться непросто. Даже здесь, в Сочи, мы решили играть на большом льду, потому что такова особенность конструкции стадиона. И если вы хотите использовать арену под другие турниры - например, фигурное катание, - вам нужен каток шириной 30 метров.
В будущем ИИХФ может принять правило о том, что можно играть на площадке диапазона 26-30 метров. Выбирайте сами, как удобнее. Но надо строить арены с изменяющейся шириной льда. Тогда можно использовать объект под фигурное катание или шорт-трек.
- Президент КХЛ Александр Медведев уже предлагал эту реформу ИИХФ. Почему она не прошла?
- Медведев знает, что я тоже поклонник маленьких площадок. До Ванкувера думал иначе, но на Олимпиаде увидел, насколько такой хоккей привлекателен для зрителей. Я много общался на эту тему со своими друзьями - Игорем Ларионовым, Алексом Могильным, Славой Фетисовым. Как ни странно, они тоже любят маленькие площадки. Может, потому что ветераны не хотят слишком много бегать? - улыбается Фазель.
В любом случае я сказал Александру Медведеву: хотите играть на коробках шириной 28 метров - пожалуйста! ИИХФ это не запрещает. Национальные лиги могут иметь свои правила. Но еще раз: не на всяком стадионе можно сделать такую перестройку.
- Вы так восторженно говорите о Ванкувере. Считаете, это был лучший хоккейный турнир в истории?
- Если говорить об Олимпиадах - однозначно да. Но думаю, не было ничего ярче, чем Кубок Канады-87. Фетисов, Ларионов, Макаров, Крутов, Касатонов, Быков против Лемье, Гретцки, Мессье и других великих канадцев. Турнир стал лучшим не только потому, что собралось много звезд. Хоккей был высочайшего класса.
О ДЕНЬГАХ
«БЮДЖЕТ СКА - $70 млн»
- Пару лет назад вы говорили, что вас тревожит расширение КХЛ на Запад. Что скажете сейчас, когда мы думаем принять в лигу словацкий «Лев», итальянский «Милан» и другие европейские команды?
- Меня это не тревожит. Было бы согласие у федераций стран - той же Словакии по поводу «Льва». Другое дело - вряд ли удастся создать и развить команды в Швеции или Финляндии, где хотят иметь свои сильные лиги. Если начнется экспансия КХЛ в эти страны, я буду обеспокоен. Но почему не осваивать нетрадиционные рынки - Милан или, к примеру, Лондон? Это же пропаганда хоккея!
Другой вопрос - зарплаты. Я знаю, сколько платят в КХЛ. Бюджет СКА - $70 млн. И ведь это не бизнес-модель. Ни одна команда из Западной и Центральной Европы не будет столько платить своим игрокам!
Бизнес-модель есть в НХЛ, там билеты стоят по 150 долларов. Но попробуйте установить такие цены в КХЛ. Это работать не будет! Да, есть спонсоры. Но сегодня кто-то вкладывает деньги в хоккей, а завтра - перестанет.
При этом мы видим, что команда Медведева с колоссальным бюджетом проигрывает в четвертьфинале «Атланту». Даже деньги не все решают! Мне это напоминает мадридский «Реал» в футболе. Там похожая политика: купить всех подряд и посмотреть, что будет.
- Как вы относитесь к еще одной идее Александра Медведева - создать Панъевропейскую лигу, которая объединит Швецию, Финляндию, Чехию и другие хоккейные страны? Это одна конференция, КХЛ - другая. В целом получится сильная лига как альтернатива НХЛ.
- Мы вели переговоры с европейскими командами. Я лично летал в Скандинавию, чтобы обсудить тему со шведами и финнами. Увидеть, готовы ли клубы вступить в Панъевропейскую лигу. Вы знаете, они отказались.
Нужно понимать, что в Западной Европе хоккей строится на традиционных ценностях. Там главное - дерби между городами. Вот что заводит фанатов. Я не могу представить, что в ближайшем будущем матч между «Магниткой» и «Кельном» или шведским АИКом и «Цюрихом» соберет много болельщиков. Не пришло время для такого объединения. Может, должно пройти лет 20.
Если мы хотим объединять Европу, нам нужно создавать Лигу чемпионов, как в футболе. Тогда раз в две недели мы будем видеть матчи между клубами из разных стран. Три года назад мы запустили Лигу чемпионов, у нас была хорошая посещаемость. Но из-за отсутствия денег закрыли проект.
В конце концов решение о таком объединении принимают не Рене Фазель в офисе ИИХФ и не Александр Медведев в кабинете «Газпрома». К этому подтолкнут сами болельщики. Сейчас главное дерби КХЛ - Уфа против Казани. Фанаты в Уфе не заинтересованы в том, чтобы платить деньги и идти на шведскую, финскую, швейцарскую команды. Да, такие матчи можно проводить раз в месяц. Ладно, раз в две недели. Но не чаще. А вот битвы с Казанью в Уфе готовы смотреть хоть каждый день.
- Почему бы вам не возродить Лигу чемпионов?
- Мы работаем над этим. Но надо подождать. Есть несколько судебных исков по прошлой Лиге чемпионов. Люди хотят возместить потери. Мы не начнем что-то новое, пока не решим старые проблемы.
Но почему сейчас не возродить Кубок европейских чемпионов, который каждый год проходил в Петербурге? Возможно, это случится уже в январе 2012 года. Почему нет? Город заинтересован в этом соревновании. Оно может стать традиционным, как Кубок Шпенглера.
- А реален ли турнир, в котором будут играть клубы НХЛ, КХЛ, Европы? «Финал четырех», как в баскетболе.
- Как перевести на русский «expensive»?
- "Дорого". Клубы НХЛ хотят много денег?
- Точно, - Фазель разводит руками.
| |