|
В том, что памфлет Виктора Шендеровича под названием «Вечерний выезд общества слепых» появился именно в театре на Триумфальной, видится знаменательное совпадение.
Над площадью, прославившейся оппозиционными митингами, теперь висит афиша с фамилией известного писателя, опального телеведущего, завсегдатая «Эха Москвы» и «Радио Свобода»...
«Случай в метро в одном действии» (таков подзаголовок пьесы) свел шестнадцать персонажей, случайных попутчиков. В экстремальной ситуации (состав внезапно остановился в тоннеле) выясняется, что каждому есть дело только до себя и от простых граждан - как в ритмичной работе транспорта, так и в делах большего масштаба - мало что зависит. Автор пьесы подобные жизненные установки справедливо и решительно осуждает, не скупясь на беспощадную карикатуру.
Режиссер Михаил Чумаченко вытянул из пьесы максимум возможностей. Занавес открывает вагон метро (художник - Максим Обрезков). Публика, минут десять назад ехавшая в точно таких же, заходится от аплодисментов. Радость узнавания охватывает зал и дальше. Степенная бабушка с внуком в коляске, обаятельно сыгранная Натальей Защипиной, похожа на соседку по подъезду. Мрачный мужчина (Павел Мисаилов) - на прораба из ЖЭКа. Господин посолиднее (Олег Вавилов) - на чиновника из важной конторы. Гражданин в плаще (Федор Добронравов) - на всех граждан в типовых плащах. А человек, фанатично сжимающий в руке газету «Завтра» (Юрий Воробьев) и изливающий гнев на весь свет просто по физиологической потребности, напоминает оголтелого коммуниста и антисемита.
Зритель радуется и тому, что со сцены говорят уже известные ему вещи. Например, что богатые презирают бедных - так же, как нарядная дамочка, попавшая в метро явно по недоразумению (Наталья Селезнева играет естественно и смешно). Что каждое «лицо восточной национальности» подозревается в причастности к терроризму (оспаривая этот стереотип, Валерий Гурьев показывает своего гастарбайтера растерянным и немного неловким). А расслоение в обществе дошло до крайних пределов - замыкают список действующих лиц бомжик (Александр Симонец) и нищий немой (Сергей Чурбаков), который в финале обязательно заговорит. Для того чтобы понять, что имел в виду автор, поместивший действие в неподвижный поезд в подземном тоннеле, тоже долго думать не надо. Для особо недогадливых есть подсказка. Один из пассажиров, очнувшийся от внезапного обморока, на вопрос «Где я?» слышит: «В России» - и изумленно восклицает: «Так вот вы какие, россияне...»
Если с основной метафорой пьесы все ясно, то с версиями причин остановки поезда дело обстоит сложнее. Несчастные пассажиры перебирают множество вариантов - от смерти машиниста и забастовки до происков кришнаитов и заговора диггеров. Наибольшего напряжения игра в угадайку достигает в жанре фэнтези. Оказывается, метро захватили человекообразные кроты-мутанты, а эксперимент по их выведению начался еще при Берии. Герой Федора Добронравова излагает этот секретный факт с убедительностью Оле-Лукойе. Товарищи по вагону орут здравицы власть имущим кротам, но тут же хохочут от пионерской шутки (проверка - друг чекиста). А затем и поезд трогается, за окошком мелькают разноцветные пейзажи Москвы - остроумная анимация, сделанная Марией Литвиновой. Но на ближайшей остановке в вагон входят суровые мужчины, чем-то напоминающие кротов, - еще один удачный анимационный трюк. «С фантазиями надо быть поосторожнее, особенно в России, - сбываются», - отшучивается напоследок пророк в сером плаще.
Самое удивительное, что злободневный «Случай в метро» написан в 1993 году. Восемнадцать лет прошло, а поезд и ныне там.
| |