|
Сенсационная находка российских учёных! На архипелаге Земля Франца Иосифа они обнаружили следы пропавшей сто лет назад экспедиции Георгия Брусилова. Трагическая история этого полярного похода легла в основу знаменитой книги Каверина «Два Капитана».
Но художественное произведение, как выяснилось, не идет ни в какое сравнение с тем, что действительно происходило в начале века в арктических льдах.
Земля Франца Иосифа, остров Георга, мыс Ниль. Здесь - базовый лагерь поисковиков. Здесь спустя столетие найдены следы одной из самых трагических экспедиций - северного похода под руководством Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна» в 1912-1914 годах. Самый большой дрейф во льдах: 2 года. Самая таинственная полярная история, взятая в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана». Как развивались события на самом деле, казалось, уже не узнает никто. Но оттаивая, мыс Ниль подарил надежду.
- Следы экспедиции Брусилова найдены. Найдены дневники, половина из них в очень плохом состоянии. Найдены вещи, которые и описаны в дневниках.
Племянник легендарного генерала Алексея Брусилова - 28-летний лейтенант флота Георгий Брусилов уже ходил в Арктику с Колчаком. И позже придумал коммерческий проект - поход по нынешнему Севморпути в Охотское море, бить морского зверя. В Англии было куплено судно под названием «Бленкарта». 45-летняя шхуна была, несмотря на возраст, в хорошем состоянии. Из Петербурга она вышла под названием «Святая Анна» - в честь тетушки, давшей денег на экспедицию. И похоже, на романтизме лейтенанта хорошо нажились те, кто продал снаряжение для похода:
- Есть упоминание, при снаряжении экспедиции была проблема с архангельскими поставщиками, т.е. была не очень хорошая одежда, обувь.
Каверин охотно взял для романа этот эпизод, создав на нем образ отрицательного героя. Но на самом деле это было лишь подоплекой. Брусилову фантастически не везло. От похода отказалась в последний момент часть экипажа, включая врача. «Св. Анну» зажали льды в Карском море. Корабль медленно дрейфовал к Северному полюсу. Люди болели и умирали. Заканчивался провиант. Вот что сейчас можно прочитать на клочке бумаги из матросского дневника со «Святой Анны»:
«Сегодня получили последнюю плитку табака. Спички кончились давно».
К началу второй зимовки Брусилов окончательно разругался со своим штурманом Валерианом Альбановым. И большая часть команды - на стороне более опытного штурмана. Альбанов потом описал это в мемуарах. Ведь только он и матрос Александр Конрад выжили после этой ледовой эпопеи. «Святая Анна» была уже недалеко от Северного полюса, когда команда Альбанова покинула корабль на самодельных каяках.
Но и альбановская группа разделилась надвое: одни пошли вплавь, другие - пешком. Поделив скарб, группы расстались здесь. Сегодняшние поисковики решили просто повторить пеший путь, перейти ледник, следовать инстинктам:
- Постояли, подумали. Практически безошибочно: в первые минуты пошли тем же путем, каким пошли эти люди. Вышли на это место в ледово-каменной осыпи и увидели человеческие останки.
Найдены кости одного или двух человек. И рядом - остатки сумки, патроны, кружка, ведро, бумаги, солнечные очки, сделанные из ромовой бутылки:
- Мы знаем, что какой-то машинист Фрейберг делал по ночам эти очки из бутылочного стекла.
- Единственное, что нам не дает покоя, что у него было фактически все имущество экспедиции. Т.е. вещи, которые оставляли на пешую группу. Единственное, что мы не нашли, - ружье.
Что здесь произошло - пока загадка. На останках нет следов медведя. Среди вещей много интересного: английский морской свисток...
- Работает великолепно.
...карманные часы типа «Брегет», ложка с монограммой «П.С.» - такое имя было только у матроса Павла Смиренникова. Скорее всего, это его останки:
- Пусть земля им будет пухом! И царство им небесное.
Нынешняя экспедиция установила точное место последнего пристанища одной из партий экспедиции на «Св. Анне». Сейчас здесь великолепная погода: заканчивается лето, продолжает цвести полярный мак, текут ледники, вода необычайно чистая. В 1914-м лето было очень холодным. Люди два года скитались по Арктике, питаясь сухарями. Погибли они здесь, оставив последние записи в дневниках, которые и нашли через столетие.
Все найденное отправится в Москву. Экспертизу пройдут и останки. Группа продолжает работать на мысе Ниль. О судьбе Брусилова, и о судьбе его судна - «Святой Анны», которую Каверин в романе назвал «Святой Марией», - по-прежнему ничего неизвестно.
| |