|
Поставив пьесу Ибсена «Пер Гюнт», Марк Захаров показал, как жизнь ломает и обтесывает любого бунтаря, заставляя задуматься о смысле существования. Пер Гюнт, самозабвенно сыгранный Антоном Шагиным, пытается разгадать, для чего он пришел в этот мир. Избежать скучной нравоучительности и претензий на излишнее глубокомыслие режиссеру помогают стремительный ритм действия, музыка и танец.
Пьеса «Пер Гюнт» написана Ибсеном в 60-х годах XIX века. Сам автор считал ее годной для постановки только в Норвегии. Уж очень она получилась длинной, густонаселенной и тесно связанной с норвежским фольклором. Главного героя пьесы Пера, бесшабашного парня и весельчака, судьба бросает из одной части света в другую. Он попадает то в лес, населенный троллями, то в пустыню. Торгует оружием, собирает капитал и пытается понять, что значит «быть самим собой». Сделать это герою так и не удается. В финале Пер попадает к мастеру-Пуговичнику, который собирается отправить его «на переплавку». Марк Захаров, впервые поставивший пьесу Ибсена, в своей сценической версии изменил сюжет «Пер Гюнта» и расстановку сил в пьесе. Режиссер ее основательно сократил и частично переписал, добавив сцены, которые освежили «Пер Гюнта» и добавили ему актуальности. Герои Ибсена заговорили современным языком, поскольку пьесу заново перевели.. h2. Пер Гюнт и Пуговичник Теперь Пер (Антон Шагин)- человек, наделенный незаурядными способностями, бешеной энергией и жаждой жизни, не просто хочет понять, что значит «быть самим собой». Герою нужно разобраться, для чего он пришел в этот мир и ради чего живет на земле. Шагин играет с таким темпераментом и внутренней отдачей, что, глядя на него, вспоминаешь, как Николай Караченцов играл Тиля в одноименном спектакле. Перевернутый мир В «Пер Гюнте» немало современных политических аллюзий. Чего стоит сцена в сумасшедшем доме, где доктор-европеец превращает пациентов-мусульман в послушных зомби, готовых в любой момент пожертвовать жизнью. Или фраза того же доктора о том, что за Пером давно наблюдают, сказанная с интонацией сотрудника госорганов. Но несмотря на реалистические детали, мир в «Пер Гюнте» порой кажется перевернутым вверх тормашками. Нечисть здесь глубокомысленно рассуждает. Король троллей Дворский дед (Виктор Раков) временами напоминает современного политика. А в обычных людях вдруг появляется что-то инфернальное. К примеру, Мать Пера Озе (Александра Захарова) молода, хороша собой и чем-то напоминает ведьму. Финал спектакля получается на редкость нежным и сентиментальным. Главный герой на старости лет возвращается к златокудрой Сольвейг (Алла Югарова), которая хоть и ослепла, но абсолютно не состарилась. Получается, что танец и любовь способны спасти человека и успокоить, если его мучают вопросы о смысле бытия.
| |