|
27 апреля во Флоренции, на территории бывшего монастыря Святой Урсулы, начнутся поиски захоронения Лизы дель Джокондо. Цель - реконструировать черты лица усопшей, чтобы раз и навсегда определить, она ли изображена на великом полотне Леонардо да Винчи.
Фигура Леонардо, а заодно и все, что связано с жизнью этого гения, много лет не дают покоя исследователям исторических тайн. Если даже не принимать в расчет сугубо беллетристические домыслы вроде тех, что содержатся в «Коде да Винчи» Дэна Брауна, все равно останется множество разных гипотез, исходящих в том числе и от ученых с искусствоведами. Едва ли стоит удивляться, что особое возбуждение у «конспирологов» вызывает портрет, всемирно известный под названиями «Мона Лиза» или «Джоконда». По их убеждению, Леонардо просто не мог не зашифровать в этом изображении какого-то послания. Остается лишь выяснить, в чем секрет.
Некоторый флер таинственности действительно окружает это произведение со времен его создания. Начать с того, что точной датировки портрета не существует. Принято считать, что он написан во Флоренции в промежутке между 1503 и 1505 годами, однако не исключено, что переписывался и позднее. На нем будто бы изображена Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини), третья жена флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо. По крайней мере таково свидетельство Джорджо Вазари, автора знаменитых «Жизнеописаний», где изложены творческие биографии ряда художников Ренессанса. Именно эта версия и считалась неоспоримой на протяжении веков, несмотря даже на то, что загадок вокруг портрета всегда хватало.
Например, никто не мог убедительно объяснить, почему он в итоге не попал к заказчику, а остался в собственности художника, который увез его с собой во Францию и хранил при себе до конца дней. Бытовала легенда, что Леонардо отказался продать картину своему покровителю, королю Франциску I, и завещал ее ученику по прозвищу Салаи («Дьяволенок»), оставшемуся в Италии. Каким образом «Мона Лиза» снова угодила во Францию и оказалась в сокровищнице тамошних монархов, история также умалчивает. Словом, в судьбе картины присутствовали «белые пятна», но до поры до времени они не порождали спекуляций насчет якобы истинного замысла Леонардо.
Однако популярность «Джоконды», резко возросшая из-за экзальтированного внимания к ней со стороны неоромантиков во второй половине XIX столетия и достигшая кульминации после кражи из Лувра в 1911 году, вызвала волну недоверия к «банальной» трактовке сюжета. Картина обрела статус феномена не только «высокой», но и массовой культуры со всеми вытекающими последствиями.
Так, итальянский профессор Сильвано Винчети объявил, что в конце апреля намерен приступить к поискам могилы Лизы дель Джокондо, дабы установить наконец, ее ли изобразил Леонардо. Согласно документам, обнаруженным в церковных архивах коллегой Винчети Джузеппе Палланти, предполагаемая натурщица художника была погребена в 1542 году на территории монастыря Святой Урсулы во Флоренции. Двое историков-энтузиастов рассчитывают отыскать останки Моны Лизы, чтобы, удостоверившись в их подлинности(с этой целью уже добыты образцы ДНК детей Джокондо, чьи захоронения найдены ранее), взяться за реконструкцию черт лица по черепу, буде таковой окажется в их распоряжении.
Строго говоря, только при подобном развитии событий и можно было бы говорить о сенсации, да и то относительной. Если вдруг проявится сходство между реальной Моной Лизой и портретом, это никому не помешает в дальнейшем утверждать, что реконструкция сомнительна. Если же черты подобия не обнаружатся, возражение будет ровно таким же, только исходящим из другого лагеря. Не говоря уже о том, что в последнем случае вопрос о личности на портрете запутается окончательно...
Впрочем, для большинства серьезных искусствоведов эта проблема никогда и не была принципиально важной. Давным-давно они сошлись на том, что Леонардо выразил в портрете свое понимание гуманистических идеалов эпохи Ренессанса. Кто бы ни послужил изначальной моделью, в ходе долгих переработок и дописываний художник пришел к условному образу, который весьма значим для истории искусства и без «паспортных данных».
Исторический опыт
Самой знаменитой легальной эксгумацией было вскрытие могилы Николая Гоголя, останки которого были затем перенесены на Новодевичье кладбище. В 1931 году решили уничтожить некрополь при Даниловском монастыре и перенести прах наиболее известных покойников на другие кладбища. Вскрытие проводилось без соблюдения каких-либо криминалистических и археологических правил, за процедурой наблюдала комиссия из работников НКВД и творческой интеллигенции. В комиссии были, например, писатели Лидин, Стенич и Сельвинский, художник Тышлер. Извлечение праха закончилось уже в темное время суток, освещение оказалось недостаточным, и это породило массу легенд и спекуляций. А именно: у Гоголя уже после смерти выросли длинные ногти (это чепуха), саркофаг был снабжен системой дыхательных трубок на случай, если Николай Васильевич проснется после летаргического сна (тоже чепуха), и наконец, в гробу отсутствовала голова. На самом деле голова была, но этот слух дал повод Михаилу Булгакову отрезать в романе голову Берлиозу.
Этим мистическая связь двух писателей не ограничилась. Вдова писателя Елена Булгакова сумела установить на могиле мужа бесхозный камень с могилы Гоголя. При эксгумации отличились писатели Лидин и Стенич: первый отрезал на память кусок сюртука писателя, второй взял себе ребро Гоголя. Нет слов.
Эксгумация великого датского астронома Тихо Браге была проведена в 1901 году и было обнаружено повышенное содержание ртути в волосах покойного. Возможно, что Тихо Браге был отравлен по приказу короля за связь с его овдовевшей матерью. Эта гипотеза могла быть использована Шекспиром в пьесе «Гамлет».
В 1840 году, через 19 лет после смерти императора, была проведена эксгумация останков Наполеона. Труп оказался прекрасно сохранившимся, и это дало основание для предположений об отравлении императора мышьяком. Не исключено, что так оно и было, хотя отравление могло оказаться непредумышленным - спальня императора была оклеена обоями, окрашенными зеленой краской на основе мышьяка.
Эксгумация тела чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера и анализ ДНК показали, что некая девятилетняя девочка не является дочерью покойного, и ее мамаша не может претендовать на часть наследства Фишера. Совсем недавно один из якобы родственников Иосифа Сталина потребовал провести эксгумацию останков генерального секретаря, но ему было в этом отказано. Массовая эксгумация проводилась на месте захоронения польских офицеров в Катыни.
Пётр Образцов
Леонардо и его мама
За минувшее столетие накопилось множество версий относительно личности главной героини (или героя?). Рейтинг претендентов помимо Лизы дель Джокондо, урожденной Герардини, возглавляют следующие исторические персонажи:
1) Катерина Сфорца, незаконнорожденная дочь миланского герцога;
2) Констанца д'Авалос, любовница Джулиано Медичи, носившая прозвище La Gioconda, то есть Веселая;
3) Чечилия Галлерани, позировавшая Леонардо для «Дамы с горностаем»;
4) ученик Леонардо, «дьяволенок» Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти), который провел рядом с художником больше шестнадцати лет и был, по мнению некоторых исследователей, его любовником;
5) сам Леонардо да Винчи, запрятавший в «Моне Лизе» свой авто-портрет.
Не забудем и о версии Зигмунда Фрейда, предположившего, что живописец по памяти воссоздал образ матери, с которой был разлучен в раннем детстве. Впрочем, от родоначальника психоанализа трудно было ожидать чего-нибудь иного...
В конце прошлого года итальянский профессор Сильвано Винчети заявил, что обнаружил в зрачках изображенной дамы микроскопические буквы S и L, а в деталях пейзажа - число 72. Профессор полагает, что L символизирует имя автора, то есть Леонардо, а вот S подразумевает подлинный инициал модели, до сих пор никем не опознанной. Насчет цифрового кода гипотеза у Винчети пока не созрела...
| |