|
Счетная палата (СП) сегодня опубликовала результаты проверки эффективности системы госзакупок для государственных нужд, представленные в минувшую пятницу.
Оказалось, что по методике Всемирного банка эффективность сложившейся в России практики госзакупок не превышает 0,4 при норме 1,0. СП отмечает, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к дроблению закупок сложной продукции, размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов. Несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства (закон N94-ФЗ), наблюдается снижение конкуренции. Отсутствие действующих льгот и преференций производителям (поставщикам) продукции, работ и услуг для госнужд не мотивирует бизнес участвовать в секторе государственного рынка. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 г. до 2,78 в 2010 г.
Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 г. увеличилось в три раза. В результате выборочных проверок в 2009-2010 гг Счетная палата выявила нарушений в сфере закупок на более чем 2 млрд руб. Одной из причин является незавершенность институциональной архитектуры в сфере согласования общественных потребностей, государственных и муниципальных нужд. Не определен статус Российской Федерации, государственных и муниципальных публично-правовых образований, а также лиц, ответственных за администрирование контрактных отношений и конечные эффекты отраслевой и региональной политики госзаказа. С точки зрения СП, решение руководства страны о переходе к программному бюджету и формировании национальной платежной системы позволит улучшить положение в области госзакупок. Одной из мер СП видит разработку системообразующего федерального закона о государственных (муниципальных) закупках взамен федерального закона от 13 декабря 1994 г. N60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» как базового закона формируемой по решению президента и председателя правительства Федеральной контрактной системы. Коллегия Счетной палаты решила направить информационное письмо президенту России. Информация об основных итогах и отчет по результатам проверки направляется в палаты Федерального Собрания и контрольное управление президента, а также в правительство.
| |