В Новосибирске подводят первые итоги реализации проекта по созданию спецклассов с углубленным изучением физики, химии и математики.
Почти 600 новосибирских школьников в этом учебном году стали учениками не обычных, а специализированных классов с математическим и естественнонаучным профилем. Именно этим юным химикам, физикам и математикам предстоит развивать науку и промышленность Новосибирской области через несколько лет. На прошедшей в рамках выставки «УЧСИБ» конференции «Развитие математического и естественнонаучного образования школьников» педагоги области обсудили промежуточные итоги создания спецклассов.
Напомним, конкурсный отбор образовательных учреждений, которые готовы были включиться в реализацию проекта, прошел в апреле 2010 года. Из 42 школ, подавших заявки, было отобрано 19. Около 700 учащихся прошли собеседования при комплектовании специализированных классов. Сформировано 23 класса: 19 - в Новосибирске, два - в Бердске, один в Краснообске, и один в Карасуке.
Затраты на обучение в специализированных классах в три раза выше, чем в обычных. Если на одного ученика простой школы в год из бюджета тратится 18 100 рублей, то здесь расход на одного ученика 70 700 рублей. Кроме того на укрепление материальной базы спецклассов из областного бюджета были выделены дополнительные средства - по миллиону на каждое учебное заведение, где такие классы созданы.
По словам министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимира Никонова, открытие специализированных классов должно решить проблему нехватки инженерных кадров. «Мы понимаем, что некая пробуксовка в создании и развитии инноваций связана со слабой подготовкой инженеров. Когда принималось решение об укреплении естественнонаучного образования, мы опирались на потенциал тех школ, где уже была база по естественным наукам, именно этим учреждениям мы доверили в первый год создание спецклассов. Правда, пока их оснащение оставляет желать лучшего, пока в этом отношении сделан только первый шаг», - отметил Владимир Никонов.
Теплица для гениев
1 сентября 2010 года юных менделеевых и капиц из обычной школьной среды, словно из открытого грунта, пересадили в тепличные условия спецклассов. Для них лучшие учителя и преподаватели вузов, тьюторы, новейшее оборудование, экскурсии в научные институты - тут уж хочешь, не хочешь, нужно расти выше своих «нетипличных» собратьев.
В гимназии №2 создали два специализированных класса по химии и математике. Каждый ученик здесь составляет свой индивидуальный образовательный маршрут: самостоятельно решает, что и когда ему изучать. Часто общеобразовательные предметы гимназисты сдают экстерном, а в качестве спецкурса дополнительно к любимой химии и математике выбирают экологию или программирование. «Благодаря дополнительным средствам для учеников спецкласса введены два тьютора: один руководит образовательными программами детей, другой занимается социальной работой. Очень плотно с детьми работает психологическая служба, проводит различные тестирования. Те, кто учится в спецклассе, получают бесплатное двухразовое питание. Кроме того мы даем ребятам витаминизированные фиточаи, кислородные коктейли»,- рассказывает Юлия Андросова, заместитель директора по научно-методической работе гимназии №2.
Новая система подготовки талантливых детей дала первые результаты. Ученик спецкласса Второй гимназии Сергей Красотин в конце марта стал победителем в V Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников «Инновации для устойчивого развития». Десятиклассник представил на суд компетентного жюри работу «Перколяционная модель в задаче улучшения бинарных изображений», созданную им программу сейчас собираются внедрить на железной дороге.
Сергей уверен, что достиг успеха благодаря тому, что учится не в обычном, а в специализированном классе. «Нам для работы созданы все условия, - говорит он. - Мне не нужно задумываться об организационных вопросах: где найти научного руководителя, как с ним встретиться. Все эти вопросы уже решены».
В специализированный класс по химии Красотин шел целенаправленно, уже в 15 лет он понял, что собирается стать специалистом технического профиля. С будущей профессией старшеклассник пока не определился, впереди еще два года, чтобы найти себе дело по душе. Но свой первый важный выбор юный изобретатель уже сделал: «Когда я перешел из обычного класса в специализированный, сразу почувствовал разницу. В день у всех учеников шесть уроков, а мы остаемся еще на два, чтобы пройти дополнительные вопросы. Стало больше математики, но это только в радость, необходимость чаще выполнять домашние задания и открывать учебник нисколько не тяготит, ведь я понимаю, зачем это надо. И кроме того - нам очень помогают тьюторы (педагоги, которые обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождают процесс индивидуального образования в школе - прим. автора). Например, когда мне потребовалась консультация специалиста по химии, я обратился к тьютору, и она тут же объяснила, где я могу получить помощь. Еще мне нравятся экскурсии в вузы и научные институты города, общение с учеными - все это помогает выбрать будущую профессию», - делится Сергей Красотин.
Сильные умом, слабые здоровьем?
Родители поддерживают интерес своих чад к науке, но беспокоятся о здоровье подростков, которые больше своих сверстников проводят времени за партой. По словам заместителя директора лицея №9 Людмилы Куневской, при наборе в специализированный класс важно учитывать не только интеллектуальные способности, но и состояние здоровья детей, потому что с предложенной нагрузкой может справиться далеко не каждый.
«Интеллектуальная нагрузка школьников, обучающихся в специализированных математических и естественнонаучных классах, может негативно сказаться на их здоровье. В этом возрасте у человека формируются правильные навыки организации жизни, и если мы, начиная с восьмого класса, будем прививать ребенку любовь исключительно к книгам, компьютеру и интеллектуальным состязаниям, может получиться так, что к 25 годам эти люди исчерпают свой ресурс здоровья. Поэтому надо коренным образом пересмотреть ре часа в сутки, свободное время есть. Из школы я прихожу в три, за час делаю уроки, и на этом мой учебный день полностью заканчивается».