|
Есть в юриспруденции такое понятие как договор о намерениях. Вот и визит в Украину премьера Путина стал своего рода визитом намерений и планов.
По сути стороны не подписали ни одного важного соглашения, договора или контракта - они договорились... договариваться. Тем не менее, важные принципиальные моменты в отношениях двух стран премьеры все же затронули.
Главный вопрос, требовавший прояснений еще с прошлого четверга - когда Президент Виктор Янукович озвучил желаемый для Украины формат сотрудничества с Таможенным союзом, - это отношение российской стороны к загадочной формуле «3+1». И уже в начале переговоров Владимира Путина с украинским коллегой Николаем Азаровым, стало понятно: такой половинчатый вариант взаимодействия Украины и ТС Россия всерьез не рассматривает, она по-прежнему настаивает на полноценном вступлении Украины в Таможенный союз.
Аргументируя свою позицию, Владимир Владимирович красиво рассказывал о том, что примерный выигрыш Украины от вступления в ТС составит от 6,5 до 9 миллиардов долларов, а рост ВВП Украины прибавит «дополнительно 1,5-2% только от административных решений», связанных с открытием рынков для своих соседей. Кстати, золотые горы Украине, если она, конечно, вступит в ТС, сулит и «Газпром», который готов снизить цену на газ для нашей страны почти в два раза - до 150-160 долларов за кубометр, а также отменить экспортную пошлину на нефть, скорректировать транспортные тарифы и т.д., и т.п.
Кстати, в «аттракционе невиданной щедрости» поучаствовал и секретарь Таможенного союза Сергей Глазьев. Он заявил, что вступлением в Таможенный союз украинская экономика обеспечит себе преференции на 10 миллиардов долларов ежегодно.
В то же время не отказался Путин и от возможности традиционно припугнуть «младшего брата». В своей вступительной речи премьер Азаров особенно подчеркнул, что Украина надеется на понимание со стороны России в случае вхождения нашей страны в Зону свободной торговли с Евросоюзом. Но российский премьер остался глух к мольбе украинского коллеги и предупредил: «У нас возникают опасности в связи с возможными условиями вхождения Украины в зону свободной торговли с ЕС».
Но Украина выстояла. Несмотря на обещание светлого и главное сытного экономического будущего в рамках ТС и применения санкций в случае, если наша страна выберет не коллег по СНГ, а Европу, Украина отказалась от вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Но об этом уже после переговоров Азарова и Путина сообщил журналистам вице-премьер-министр России Игорь Шувалов.
Он дал понять, что прорыва на переговорах не произошло, за исключением сотрудничества в атомной энергетике. «К сожалению, мы констатировали, что лучшим образом продвигается проект мирного атома, ядерной энергетики... По другим проектам мы, к сожалению, не продвинулись. Есть бюрократические и административные сложности, или же не достигнуты окончательные решения», - в частности отметил он. А затем скромно добавил, что Россия передала Украине предложения относительно присоединения Киева к Таможенному союзу, и выразил надежду, что руководство нашей страны достаточно серьезно их изучит.
Кстати, не получил Путин согласия на вступление Украины в Таможенный союз и от Президента Виктора Януковича. Как сообщают некоторые СМИ, ссылаясь на свои источники в украинской делегации, гарант продолжает настаивать на формуле «3+1».
Впрочем, нельзя назвать результативными переговоры руководства Украины и России и для нашей страны. Еще накануне визита российского премьера в Киев было понятно: украинская сторона ставит перед собой цель добиться от России пересмотра формулы, по которой мы покупаем у нее природный газ. И, как утверждают некоторые политики, последнее уголовное дело против экс-премьер-министра Юлии Тимошенко был открыто именно для того, чтобы немного надавить на Путина, дать Украине дополнительные рычаги влияния на российского премьера.
Но он, как видим, оказался более стойким, чем думала украинская сторона... После 40-минутных переговоров Путина и Азарова, начавшихся с требования главы украинского правительства пересмотреть цену на газ, все тот же Шувалов заявил: «Не по всем вопросам найдены взаимные ответы».
Еще один интересный момент переговоров российского и украинского премьера - это явный интерес Украины к созданию совместного предприятия на базе ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Если раньше Азаров высказывался на этот счет более чем осторожно, то вчера он уже говорил о конкретных действиях, которые можно оценить как начало объединения компаний.
Выступая перед журналистами, Николай Янович рассказал о заинтересованности Украины уже в ближайшее время провести оценку активов ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», подчеркнув необходимость определить формат сотрудничества при возможном объединении компаний. Реакция Путина на такую инициативу Азарова пока не известна.
Что касается переговоров Президента Украины и премьер-министра России, они носили еще более декларативный характер. По крайней мере, их публичная часть. Янукович и Путин отметили прирост товарооборота между двумя странами (правда, почему-то суммы у них оказались разные - у Януковича 55%, у Путина - 60%). Договорились углубить сотрудничество в ракетно-космической сфере (российский премьер украинской стороне даже вместе построить космодром предложил), и увеличить долю совместных инвестиций. А затем удалились на «тет-а-тет», о результатах которого журналистам никто не сообщил.
...По большому счету, после этих переговоров и Украина, и Россия остались ни с чем. Путина не удалось уговорить Украину не тянуть со вступлением в Таможенный союз, Азаров остался при старой цене на газ.
Пожалуй, единственный результат - это то, что во встречи Янукович и Путин говорили, как заметила советник Президента Анна Герман, на языке, "исключительно национального прагматизма": «Язык чувств, взглядов, язык тела, костюмов, который был характерен для политического стиля Юлии Тимошенко, сегодня отошел в сторону и стал немодным».
В общем, как и обещали политики и политологи - ни результата, ни сенсаций не вышло.
Ольга Корягина, MIGnews.com.ua
| |