|
Президент России Дмитрий Медведев прилетел в Китай. Сегодня его ждет встреча с главой КНР Ху Цзиньтао, а завтра - участие в саммите БРИКС, который открывается на острове Хайнань.
В организацию теперь помимо России, Китая, Индии и Бразилии, входит и ЮАР. Об этом среди прочего Дмитрия Медведева спрашивали китайские журналисты накануне визита. Задали и традиционный вопрос об отношениях с Владимиром Путиным и планах на следующие выборы. Удивили комплиментами организации дорожного движения в Москве: китайцы считают, что Пекину нужно у Москвы поучиться.
Третий саммит группы БРИКС (теперь вместе с Бразилией, Россией, Индией и Китаем в организацию входит ЮАР) впервые пройдет в КНР. Именно Китай, несмотря на кризис, из этой пятерки растет быстрее всех. Система, созданная в этой стране, - масштабные госинвестиции, развитие частной собственности и однопартийность - оказалась конкурентоспособной. Копировать ее вряд ли возможно, но изучают китайский опыт во всем мире.
«Сейчас нашим компаниям, нашим предпринимателям, некоторым нашим социальным структурам есть чему поучиться у наших китайских друзей, - считает Медведев. - Это нормально. И ни в коем случае здесь не нужно надуваться и говорить, что вот мы когда-то были такие важные, а сейчас мы еще у кого-то учиться должны. Тот, кто перестает учиться, тот начинает умирать».
Впрочем, китайцы бы не были китайцами, если не стремились сами учиться всему и у всех. Вот и Россия для них стала примером. Причем в том, в чем никогда бы мы и не подумали.
«Я считаю, что еще осталось очень много вещей, которых нам стоит поучиться. И у меня лично такое впечатление, что в области регулирования дорожного движения в Москве есть многое, чему Пекину стоило бы поучиться», - сказал китайский журналист.
«Спасибо за это! - с улыбкой сказал президент России. - Если нас услышит сейчас новый мэр города Собянин, он может решить, что ничего и делать не надо в этом смысле. Могу вам честно сказать, что большинство москвичей крайне недовольны тем, как обстоят дела с регулированием дорожного движения и с пробками в Москве. Но все познается в сравнении, конечно».
Роль государства в китайской экономике по сравнению с российской существенно выше. Российский президент совсем недавно озвучил 10 мер, которые должны улучшить инвестиционный климат в нашей стране. Среди них и тезис о том, что государству пора перестать считать себя лучшим бизнесменом. Эти предложения в России назвали программными. Китайского журналиста интересует - как президент видит дальнейшие реформы в стране.
«Мы должны меняться. Мы должны модернизировать и экономику, и социальную жизнь, и политическую систему, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Должны приходить новые люди. Должны приходить новые политики. Должны приходить новые руководители на предприятия. Экономика должна жить по своим законам. В какой-то период нужно было укрепить основы нашего государства и собрать воедино разрушенные части государственного экономического комплекса. Но мы не собираемся строить государственный капитализм. Это не наш выбор. Наш выбор должен заключаться в том, чтобы создавать свободную рыночную экономику. Поэтому представители государства в советах директоров крупнейших компаний должны подвинуться, они сделали свое дело. Пусть приходят независимые директоры, а министры пусть сконцентрируются на своих задачах. Пусть занимаются управлением экономикой, промышленностью, социальной сферой, а не просиживают штаны в советах директоров и на различных совещаниях».
На саммите в Китае одной из главных тем станет ситуация в Северной Африке. Естественно, китайского журналиста интересует, как Россия относится к тому, что происходит сейчас вокруг Ливии. По мнению Медведева, обстановку там не контролируют ни Каддафи, ни повстанцы, ни НАТО. Патовая ситуация сохранится, если не будут приняты ответственные решения.
«Страна раздроблена, - отметил Медведев. - Она поляризована, хотим мы этого или не хотим. И, кстати сказать, что бы там не говорили, это придумали не другие страны, это придумали не участники даже этой операции. Это отражение внутренних противоречий в самой Ливии. И эти противоречия создал существующий там режим. Об этом не стоит забывать. Но сейчас нужно смотреть в будущее. И все политики, которые там есть, должны принять для себя ответственное решение во имя народа Ливии. Кому-то надо принять для себя серьезное, может быть, судьбоносное решение уйти, дать возможность развиваться своей стране».
Традиционный или, как сказал президент, «не самый оригинальный» вопрос корреспондент китайского центрального телевидения задал в самом конце интервью - про 2012 год, президентские выборы и отношения Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
«У нас дружеские, очень теплые товарищеские отношения, которые сформировались за последние двадцать лет. Это большой период, в том числе в моей жизни. Вы сказали, что я еще не такой старый. Но вот я Путина знаю практически полжизни, это немало, - отметил президент. - Ну а что касается будущего? Будущего, конечно, не знает никто. Но, я могу вам сказать, что я, как действующий глава государства, как президент, конечно, о нем думаю. Я просто обязан это делать. Я не исключаю того, что я буду баллотироваться на новый срок на должность президента. Решение будет принято, причем в достаточно уже короткой перспективе. Но это решение должно, во-первых, быть зрелым. И во-вторых, оно должно опираться на существующую социальную ситуацию, на существующий расклад политических предпочтений, ну и самое главное - на отношение людей. Прежде чем такие решения принимать, надо взвесить все шансы. А, значит, не действовать механистически, а именно действовать с полным пониманием ситуации. Я рассчитываю, что такое понимание в относительно короткой перспективе сформируется. И я о нем расскажу».
| |