|
Налоговики усиливают контроль над офшорными компаниями, работающими в России. Соответствующие изменения международных договоров готовятся к подписанию со Швейцарией, Люксембургом, Бельгией и Австрией. Насколько эффективными могут быть попытки получить больший доступ к прежде секретным сведениям, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Одна из главных целей перезаключения соглашений об избежании двойного налогообложения со Швейцарией, Люксембургом, Бельгией и Австрией - доступ к сведениям, составляющим банковскую и налоговую тайну. В Минфине сообщили, что с первыми двумя странами переговоры уже завершены. Переговоры с Бельгией и Австрией находятся на финальной стадии. В результате в соглашения будут включены положения о предоставлении информации, рекомендованные Организацией экономического сотрудничества и развития. Текст поправок пока держатся в секрете. Но осенью прошлого года подобный договор был подписан между Россией и Кипром. По новым правилам, кипрские налоговики будут, например, собирать информацию об учредителях кипрских компаний, работающих в России, и даже помогать взыскивать долги перед отечественным бюджетом. Но то, что на первый взгляд выглядит революционно, имеет ряд нюансов, мягко говоря, не позволяющих надеяться на массовое использование нововведений.
«В любом случае эти страны устанавливают достаточно бюрократические процедуры получения информации. Несмотря на то, что у Швейцарии с США было соглашение, что по гражданам США должны были раскрывать информацию, швейцарцы просто клиенту говорили: вы можете указать, что вы - гражданин США, тогда мы сообщим о вас в Службу внутренних доходов. Но в принципе мы не проверяем - гражданин вы США или не гражданин. Человек, поняв намёк, ставил другое гражданство», - комментирует партнёр юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Примерную процедуру получения информации у Швейцарии на основе рекомендаций ОЭСР и протокола по Кипру смоделировали в компании Tax Consulting U.K.. Среди необходимых для соблюдения пунктов, например, принятие положительного решения Верховным судом конфедерации. А затем указанные в запросе лица должны явиться в суд для дачи показаний. Так что как в случае со Швейцарией, так и с тем же Кипром, принцип «деньги любят тишину» никто нарушать лишний раз не станет.
«Большинство структур, использующих Кипр в налоговом планировании либо с точки зрения держания активов, используют институт номинального владения компаниями. Будет всё равно проблематичным выйти на учредителей, если, например, налоговый орган России не располагает сам информацией о конкретных лицах, которые владеют или причастны к владению компаниями. С точки зрения сохранения режима конфиденциальности владения, институт номинального держания будет продолжать защищать интересы владельцев в полном объёме. Если будет собрана достаточная доказательственная база, конечно, налоговики могут пойти на ряд уступок, однако они, тем не менее, не могут нарушать своё собственное законодательство», - комментирует партнёр группы Paragon Advice Александр Захаров.
Тем не менее, эксперты называют подписание протоколов движением в правильном направлении. Основу для подобного сотрудничества в любом случае стоит совершенствовать. Так, в действующем соглашении со Швейцарией вовсе нет статьи об обмене информацией. И ещё одна важная деталь для тех, кто не прочь оптимизировать налогообложение при помощи офшорных юрисдикций: подписанные протоколы не будут иметь обратного действия, то есть нельзя будет обращаться с запросами по фактам, имевшим место до ратификации документов.
| |