|
Российские спецслужбы, опираясь на оперативные данные, пришли к выводу, что лидер террористического подполья Доку Умаров жив. В день операции по уничтожению базы бандитов в Ингушетии Умаров туда не приехал. Выйти на этот лагерь силовикам помог агент, внедренный в ряды боевиков, а обучение там проходили молодые люди, которые готовились стать членами подполья или смертниками. Большинство из них уже опознаны - все юноши и одна девушка ушли из домов летом 2010 года.
Источник «Росбалта» в спецслужбах рассказал некоторые подробности спецоперации. По его словам, выйти на след базы боевиков удалось в ходе расследования теракта в «Домодедово». Оперативники узнали, что в июне - августе 2010 года в Ингушетии из домов ушли 10-15 молодых людей, которые оказались в обучающем лагере боевиков. Среди них был и смертник Магомед Евлоев, позже взорвавший бомбу в аэропорту в Москве. База бандитов была хорошо спрятана, никого из побывших на ней людей живым взять не удавалось.
Тогда спецслужбы решили подослать в лагерь своего агента. Молодой человек заявил, что хочет примкнуть к террористическому подпольную, после проверки бандиты отправили его для обучения на свою базу. Долгое время агент не выходил на связь, а потом бандиты поручили ему выполнить испытательное задание. Ученик должен был устроить взрыв в Ингушетии. В результате от заложенной бомбы никто не пострадал, доверия бандитов агент не потерял, а своим кураторам сумел передать ценную информацию.
Он рассказал, где находится лагерь, что обучение в нем проходят 20 молодых людей, которые осваивают азы подрывного дела, обращения с огнестрельным оружием. Также молодых людей готовят идеологически. На базе находятся шесть - семь преподавателей. Агент сообщил, что в лагерь один раз приходили лидеры бандподполья Доку Умаров и Аслан Бютукаев (Хамзат). Их визит, скорей, носил психологический характер. Проинспектировав лагерь, лидеры боевиков заявили, что рассчитывают на молодое подспорье и т.д.
А наиболее частым гостем на базе был Супьян Абдуллаев (Супьян Рыжий). Он отбирал тех молодых людей, которые, по его мнению, уже хорошо подготовлены и забирал их в свой лагерь. От агента спецслужбы узнали, что 27 марта на базу должен был приехать кто-то из лидеров бандподполья, однако кто конкретно он не знал. Также он рассказал о связном, помогающем поддерживать лагерю связь с внешним миром - жителе Верхнего Алкуна Аслане Цечоеве. После этого молодой человек вновь вернулся на базу, а силовики начали готовить операцию.
28 марта рано утром они блокировали дом Цечоева, тот вначале вступил в переговоры. В помещение вошли несколько оперативников, когда вдруг боевик открыл по ним огонь. В результате были убиты два сотрудника УФСБ Ингушетии и помощник оперативного дежурного ОМОН УВД по Забайкальскому краю прапорщик Елезов. Ранение получил 33-летний младший лейтенант командир отделения ОМОН. Он сумел забежать в комнату, где находились жена и дети Цечоева и заперся там. Бандит объявил, что милиционер является заложником и выпустит он его только после того, как дом покинет семья. В результате прапорщик через открытое окно передал своим коллегам родственников Цечоева, а потом выбрался сам. После этого по зданию открыли огонь из БТРов, оно оказалось полностью уничтожено. Цечоев в какой-то момент выбежал во двор, где его и застрелили.
По хорошо замаскированной базе боевиков (она находилась в 15 км от Верхнего Алкуна) было принято решение наносить удары с воздуха. Два вертолета сначала выпустили снаряды по блиндажам, а потом - по группе пытавшихся скрыться боевиков. Позже спецслужбы выяснили, что на базе в момент бомбардировки находилось около 30 человек, 19 были уничтожены, а остальные сумели уйти. В частности, двух бандитов - Ибрагима Цороева и Ибрагим Картоева - спустя сутки обнаружили и уничтожили на автобусной остановке у села Нижний Алкун. Еще одну группу боевиков, сумевшую уйти от удара с вертолетов, удалось найти только 11 апреля в районе села Мужичи.
Сотрудники спецслужб заметили отряд из шести человек, начался бой. В результате пять бандитов ушли, а прикрывать их остался 23-летний Руслан Бикаев. Получив несколько ранений, он взорвал себя гранатой.
Источник «Росбалта» отказался говорить, сумел ли выжить агент и находился ли он в лагере в момент удара. По его словам, уже с точностью известно, что Доку Умаров 27 марта в лагерь не пришел. Из крупных лидеров бандродполья там находился только Супьян Рыжий и несколько человек из его окружения, которые набирали очередное пополнение для своего отряда.
«Кто конкретно из лидеров террористов должен 27 марта прибыть на базу, изначально было не известно, мы подозревали, что это Доку Умаров, поэтому и появилась информация о его возможной гибели, - отметил наш источник. - Когда опознали Супьяна Рыжего, стало очевидно, что в лагерь приехал он, а не Умаров. Экспертиза останков боевиков еще не закончена, однако оперативная информация однозначно свидетельствует, что Умаров в данный момент жив». По оперативным данным, сразу после удара с вертолетов Умаров ушел из Ингушетии на территорию Чечни.
Что касается уже опознанных боевиков, то большинство из них - это молодые люди, проходившие обучение в лагере. 20-летний Адам Ганижев в августе 2010 года вместе с Магомедом Евлоевым ушли из родного Али-Юрта и примкнули к бандитам. Евлоева после небольшой подготовки отправили для самоподрыва в Москву.
Опознанный среди трупов боевиков житель села Сурхахи Ибрагим Муцольгов исчез в Ингушетии в июле 2010 года. Как рассказали «Росбалту» в ингушском отделении общества «Мемориал», родственники Муцольгова обращались с соответствующим заявлением в правоохранительные органы и не исключали, что молодой человек мог примкнуть к боевикам. Причины для этого у Ибрагима были. Его родной брат Алибек являлся участником бандформирований и был уничтожен спецслужбами у Али-Юрта в ноябре 2009 года. А из дома Ибрагим ушел после того, как сотрудники ФСБ расстреляли его двоюродного брата Мустафу.
Среди уничтоженных в лагере боевиков был опознан и 20-летний Хабибула Богатырев. Он являлся родным братом Беслана Богатырева - одного из ближайших сподвижников лидера плиевской (базируется в районе села Плиево) группировки бандитов Илеза Гарданова. В 2009 году Беслан Богатырев женился на жительнице Али-Юрта Фатиме Евлоевой. Как выяснили спецслужбы, после свадьбы Фатима стала придерживаться радикальных исламских взглядов, а потом вместе с Богатыревым убедила в правильности подобной трактовки ислама своих младших братьев - Магомеда и Ахмеда. Молодые люди начали ходить в так называемую нижнюю мечеть в Али-Юрте, где собирались люди с такими же убеждениями. В частности, ее постоянным посетителем был Адам Ганижев.
23 августа 2010 года сотрудники УФСБ республики провели в Плиевском муниципальном округе крупную спецоперацию, в ходе которой был уничтожен и Беслан Богатырев. После этого его брат Хабибула, Адам Ганижев и будущий смертник Магомед Евлоев ушли в лагерь боевиков. Единственной женщиной, погибшей на бандитской базе, оказалась 30-летняя Фатима Хатуева. По данным «Мемориала», ее родной брат Султан Хатуев еще в 2004 году был задержан силовыми структурами, а потом загадочно исчез. Жена Султана Хатуева обратилась с иском к российским властям в Страсбургский суд и выиграла дело в апреле 2010 года. По данным «Росбалта», Фатима к этому времени уже являлась женой одного из боевиков. После его уничтожения она тоже ушла в лагерь. «Женой Умарова, как сообщили некоторые СМИ, она никогда не была», - отметил источник агентства в спецслужбах.
Наиболее загадочным персонажем среди находившихся в лагере боевиков является Руслан Бикаев. Его семья еще в 1996 году переехала из Чечни в Москву, купила квартиру. Отец молодого человека является учредителем нескольких фирм, занимающихся торговлей, поэтому Бикаевы не бедствовали. Сам Руслан учился в одном из московских вузов, по городу передвигался на Land Rover. Оперативники подозревают, что с боевиками он сошелся через Интернет или во время поездок к родственникам в Ингушетию.
Кстати, в день операции по уничтожению базы боевиков, 28 марта, в Ингушетии были задержаны еще два столичных студента - братья Ислам и Илез Яндиевы. Они подозреваются в том, что сопровождали смертника Магомеда Евлоева в аэропорт «Домодедово».
Александр Шварев
| |