|
Заместитель министра образования казимир Фарино рассказал об эксперименте с безотметочным обучением, который проходит в ряде белорусских школ. По словам Фарино, безотметочная система обучения имеет ряд своих преимуществ. Как отметил Фарино, в 2011-2012 годах безотметочное обучение по музыке, рисованию и труду будет внедрено во всех младших классах школ.
Идея безотметочного обучения возникла уже достаточно давно. Сохраняет ли она свою актуальность сегодня? Несомненно, эта идея по-прежнему актуальна. Более того, ее актуальность сегодня значительно возросла. Одним из требований современного общества становится формирование человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль. Насколько существенными являются различия в процессе оценивания при традиционном и безотметочным обучении? Эти различия достаточно существенны. При традиционном обучении результат оценивания представляется в виде условно-формального выражения в баллах, при безотметочном - в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого человеком. Несомненно, в этом случае гуманистический потенциал оценки гораздо более высок. Понимание сути этих различий является важным условием построения эффективного процесса обучения. В течение трёх лет Министерство образования Республики Беларусь проводит эксперимент по апробации безотметочного обучения учащихся 3-4 классов отдельным предметам учебного плана. В чем его суть? Действительно, начиная с 2008 года, в республике осуществляется экспериментальный проект «Апробация безотметочного обучения учащихся 3-4 классов трудовому обучению, изобразительному искусству, музыке, физической культуре и здоровью». В эксперименте принимали участие 10 общеобразовательных учреждений из различных регионов страны. Безотметочное обучение уже в течение ряда лет является обязательным в 1-2 классах общеобразовательных учреждений. В чем заключалась новизна осуществляемого проекта? Действительно, безотметочное обучение в 1-2 классах уже доказало свою эффективность. Предстояло проверить, будет ли оно эффективным при работе с учащимися другой возрастной категории. Кроме того, необходимо было создать и проверить на практике абсолютно новый инструментарий безотметочного обучения - оценочные карты и дневники, разработать рекомендации для учителя. Почему только четыре учебных предмета были выбраны для эксперимента? И почему именно эти учебные предметы? Выбор отнюдь не был случайным. Как уже упоминалось, при безотметочном обучении значительно снижается роль внешней мотивации. В этих условиях нужно было начинать с учебных предметов, которые имеют высокий мотивационный потенциал и сами по себе достаточно интересны учащимся. В начальной школе практически все дети любят петь, играть, рисовать, мастерить, прыгать и бегать. Вполне очевидно, что адаптация к новой системе оценивания в условиях обучения этим учебным предметам должна была произойти легче. Кроме того, успешность учащихся в обучении музыке, изобразительному искусству, физической культуре и здоровью часто зависит от уровня развития специальных способностей. Безотметочное обучение позволяет нивелировать различия в природной одаренности учащихся. Известно, что родителям свойственно «фетишизировать» отметку. Часто именно отметка в той или иной мере определяет их отношение к ребенку. Как отнеслись родители к введению безотметочного обучения в экспериментальных классах? В ходе эксперимента с родителями проводилась достаточно большая работа. Их знакомили с целями и задачами экспериментальной деятельности, принципами, на основе которых она осуществлялась, предполагаемыми результатами. Постоянно проводились родительские собрания, разного рода консультации. В школах и гимназиях организовывались творческие отчеты учащихся, выставки и концерты, благодаря которым родители могли увидеть достижения своих детей, проследить динамику их развития. Постоянно проводились опросы родителей о целесообразности безотметочного обучения музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению, физической культуре и здоровью. Следует отметить, что сначала отношение к новой системе оценивания было неоднозначным, однако в ходе эксперимента оно претерпело определенные изменения. Сегодня родители в основном поддерживают безотметочное обучение. Они считают, что оно не унижает достоинство детей, повышает уровень их эмоционального благополучия, развивает самостоятельность и творчество. Также родители отмечают, что на уроках дети чувствуют себя более комфортно, становятся более раскованными. Каковы на сегодняшний день результаты эксперимента? В первую очередь, наблюдаются изменения в мотивационной сфере учащихся. В экспериментальных классах постоянно увеличивается количество учащихся, которые руководствуются внутренними мотивами учения на уроках изобразительного искусства и трудового обучения. Дети любят рисовать, лепить, им нравится работать с пластилином, красками, природными материалами. Они хотят научиться делать красивые поделки из бумаги, картона и других природных материалов, дарить родителям и друзьям подарки, сделанные своими руками. Прослеживается тенденция к увеличению количества учащихся, которым небезразличны уроки физической культуры и здоровья. Они хотят укрепить свое здоровье, стать сильными, выносливыми, любят выполнять различные физические упражнения. В то же время в контрольных классах увеличилось количество учащихся с внешними положительными мотивами учения. На уроках изобразительного искусства, физической культуры и здоровья им нравится учитель, они хотят порадовать родителей своими успехами. Качественные изменения выявлены в учебной деятельности. Учащиеся экспериментальных классов стали охотнее выбирать задания творческого уровня и успешнее справляться с ними. Их работы, например, по изобразительному искусству, сегодня характеризуются более высокой степенью реализации полученных знаний в практической деятельности, нежели у учащихся контрольных классов. Кроме того, их творческие замыслы более интересны и оригинальны. В ходе эксперимента учащиеся стали более адекватно оценивать свою деятельность на уроках, их суждения стали более конструктивными. И последний вопрос, когда безотметочное обучение по музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению, физической культуре и здоровью будет введено в массовую практику? С 2011/2012 учебного года при организации образовательного процесса планируется использовать безотметочное обучение по музыке в 1-5 классах, изобразительному искусству в 1-6 классах, трудовому обучению, физической культуре и здоровью в 1-4 классах. В лицее БГУ будут учиться с электронными учебниками Как ранее сообщал ALE.BY, на данный момент в школах проходит еще один аксперимент. В 2011 году на базе лицея Белорусского государственного университета начнется реализация проекта по внедрению электронных планшетных устройств в учебный процесс. Учащиеся одного из классов лицея получат в пользование на два года персональные электронные книги. Как сообщили ALE.BY в пресс-службе БГУ, в электронных учебниках будут размещены цифровые копии школьных учебников, дополнительные материалы к урокам и материалы для самостоятельной работы учащихся, а также индивидуальные задания. Куратор проекта - Министерство образования Республики Беларусь - проведет предварительное исследование организационных, технологических и психолого-педагогических аспектов применения электронных книг в старших классах общеобразовательной школы, а также разработку практических рекомендаций по их возможному использованию в системе образования Республики Беларусь. В данном эксперименте примут участие БГУ и Национальный институт образования. Затраты на приобретение электронных книг для учащихся на первом этапе возьмет на себя БГУ.
| |