|
По утверждению новозеландских экологов, малочисленность местной аралии Pseudopanax ferox является «заслугой» последнего ледникового периода, а также не слишком комфортных условий нынешней «оттепели», из-за чего популяции этого дерева остаются крайне малочисленными.
Когда слышишь о том, что какое-то растение или животное, будь то муравей или слон, находятся на грани исчезновения, на язык просятся стандартные причитания про человека, который портит окружающую среду. Но вот учёные из Института фундаментальных наук Массейского университета (Н. Зеландия), исследовавшие экологию новозеландской аралии псевдопанакса (Pseudopanax ferox), утверждают, что отнюдь не все случаи исчезновения видов следует «вешать» на человека.
Это невысокое дерево растёт по всей территории Новой Зеландии, но в некоторых районах встречается чрезвычайно редко: так, между Веллингтоном и Оклендом всего три таких дерева. Исследования популяций псевдопанакса принесли неожиданные результаты: растения из разных районов имели значительные генетические различия. Из этого был сделан вывод о том, что немногочисленные представители этого растения - остатки старой и очень крупной популяции, которая ещё до появления человека разделилась на несколько групп. Эти группы росли и эволюционировали независимо, накапливая генетические мутации и всё больше отличаясь по генетике от прочих сородичей. Необходимо уточнить, что различия между популяциями были замечены по микросателлитной ДНК, разновидности так называемой «избыточной» ДНК, которая не кодирует белки, выполняя вспомогательные функции в геноме.
За последние два миллиона лет на Земле несколько раз наступали ледниковые периоды, перемежающиеся периодами оттепели (в начале одного из таких потеплений мы с вами и живём). По словам доктора Лары Шеперд, во время оледенения ареал растений сжимался до минимума: они как бы собирались в крохотные зоны, где условия были чуть менее суровы, чтобы переждать ледниковый период. Потом начинался обратный процесс распространения. Но нынешний межледниковый период, возможно, не так уж благоприятен для некоторых видов, в частности для псевдопанакса из Новой Зеландии. Что и приводит к существованию столь крохотных популяций, которые никак не могут разрастись до приличных размеров.
Работа новозеландских экологов опубликована в журнале Molecular Ecology.
Хотя человек и не виноват в малочисленности псевдопанакса, из этой работы всё-таки можно извлечь определённые экологические выводы. Часто, когда речь заходит об охране того или иного вида, во внимание принимаются лишь самые крупные популяции. Однако, как мы только что убедились, нужно в равной степени заботиться и о мелких сообществах, поскольку они могут нести ценный генетический запас, необходимый для развития и устойчивости вида в целом.
Подготовлено по материалам PhysOrg.
| |