|
Валюта, сахар, масло и теракт - звенья одной цепи. Алексанадр Лукашенко видит связь между валютным кризисом, дефицитом продовольствия и взрывом в минском метро. «Враждебные силы хотят дестабилизировать обстановку в стране», - заявил белорусский президент.
Тем временем, страну накрыл кризис долларов и евро. В ожидании девальвации белорусского рубля люди сутками дежурят возле обменных пунктов. Нацбанк продает золото только за валюту. Подробности рассказал корреспондент «Вестей ФМ» в Минске Андрей Кочура.
«Вести ФМ»: Андрей, можно ли сейчас купить в Белоруссии валюту? И где, если можно?
Кочура: Валюту в Белоруссии нельзя купить практически уже второй месяц. Точнее, ее купить можно, но только ту валюту, которую сдали в банк, в обменные пункты ваши предшественники. Валютный кризис, который накрыл Белоруссию, длится уже достаточно долго, и взрыв в метро только на какое-то время отвлек внимание общественности от главного кризиса, который сейчас стремительно развивается в Белоруссии. Сегодня в Минске Лукашенко провел сразу несколько совещаний о текущих вопросах социально-экономического развития Белоруссии. И именно на этих совещаниях он как раз и заявил достаточно странные вещи о том, что взрыв в метро, исчезновение сахара, масла и валюты - это звенья одной цепи.
«Вести ФМ»: Скажите, Андрей, какая сейчас ситуация с продовольствием в белорусских магазинах?
Кочура: На самом деле, ситуация с продовольствием достаточно стабильная. Продовольствие в Минске никуда не исчезало. Дело в том, что просто опасаясь, что в несколько раз подпрыгнут цены, население начинает стремительно запасаться сахаром, маслом, гречкой, какими-то крупами, и периодически возникает дефицит то одного продукта, то другого продукта. Продукты постепенно дорожают. Правительство не скрывает, что эти продукты достаточно дешевые, даже сегодня Лукашенко заявлял, что продавать продукты надо дороже. Но, тем не менее, сказать, чтобы был именно продовольственный кризис, нельзя. Кризис в первую очередь касается именно валюты, именно нахождение ее в банках, в свободном обращении. Клиенты стараются сейчас валюту не сдавать. Если валюту сдают, то только своим друзьям. Помимо всего прочего, Национальный банк, конечно, сильно-сильно подогрел панические настроения в обществе своим заявлением о том, что ставка рефинансирования поднята вчера до 13%. А с сегодняшнего дня Нацбанк отказался продавать золото и бриллианты за национальную валюту. То есть фактически тем самым он расписался в том, что его деньги ничем не обеспечены.
«Вести ФМ»: Андрей, скажите, а существует в Белоруссии черный валютный рынок, и если да, то насколько там курс отличается от официального?
Кочура: Как таковой черный валютный рынок еще не сложился, хотя никто не сомневается, что рано или поздно он появится. Потому что, ну, уж слишком большая разница. Если, к примеру, сегодня за один доллар дают 3100 белорусских рублей, это официальный курс, то в латвийских, к примеру, банках, то есть на которые сегодня все ориентируются, за один доллар дают даже и 5000 рублей. То есть там разница почти 50%. Когда существует такая разница, неминуемо найдутся люди, которых захотеть на этом заработать. Однако пока призрак 90-х годов - валютчики - возле банков практически не появляются, они просто боятся. Ответственность за валютные операции в Белоруссии крайне высокая - там и уголовное наказание, и изъятие всей валюты наличной, которая найдется. Поэтому пока таких людей нет. Валютчики сейчас в основном сосредоточились в Интернете. Существуют специальные сайты, на которых они выставляют в качестве аукциона эти лоты и там разыгрывают, так сказать, курс белорусского рубля.
| |