|
Завершившийся в Петербурге международный балетный фестиваль «Dance Open» стал юбилейным - десятым; однако традиционное «подведение итогов», неизбежное в другом случае, тут совершенно не обязательно
«Dance Open» стал самым значительным и ожидаемым событием в балетном мире. Помимо мастер-классов и научно-практических конференций, значение которых для будущего балета переоценить трудно, фестиваль традиционно составляется не из гастролей знаменитых балетных трупп и отдельных постановок, но из блистательных гала-концертов, в которых выступают лучшие представители всех прославленных театров мира.
Главное отличие от других фестивалей, проводящихся на берегах Невы, - он не растет как снежный ком, охватывая различные площадки и прирастая количеством мероприятий, но год от года выигрывает в качестве. Достаточно заметить, что директор American Ballet Theatre Кевин Маккензи и Рид Андерсон (худрук Штутгартского балета) в кулуарах после концерта в «Октябрьском» буквально хором сообщили «Известиям», что более эффектного и представительного балетного гала-концерта они «не видели за всю жизнь». И немудрено: на этот вечер, собравший сливки мирового балета в Большом концертном зале «Октябрьский» и «обезглавивший» многие труппы мира, отозвав их руководителей в представительное жюри, «Dance Open» десятилетней выдержки стал не просто «событием в культурной жизни Петербурга», но и явлением поистине планетарного масштаба во всем балетном мире.
Здесь петербуржцы имеют уникальную возможность увидеть номера, которые в России никогда не показывались: например, хореография Д. Кранко в России уже много лет не исполняется, но именно в его «Онегине» была неподражаема Наталья Макарова.
Уникальность «Dance Open» заключается еще и в том, что он не «приписан» ни к одному театру. Понятно, что если бы его проводили, к примеру, в Мариинке или в Большом, то вряд ли в первом случае премии фестиваля удостоились бы Иван Васильев и Наталья Осипова, а во втором - Денис и Анастасия Матвиенко.
На сей раз «Dance Open» показал зрителям три гала-концерта - три звездных фейерверка, своеобразный «звездный дождь» и хореографический дайджест от классики до модерна. Гала-концерт - это калейдоскоп, в котором, к примеру, трагическую хрупкость Изабель Сьяраволы в «Даме с камелиями» Ноймайера сменяет лихость Натальи Осиповой и Ивана Васильева из Большого театра. Они в очередной раз приехали со своим главным хитом - па-де-де из «Пламени Парижа» Асафьева, бездумно-бравурная музыка которого как нельзя лучше подходит этим представителям московского «атлетического» балета и некоторой «звездной расхлябанности» знаменитой пары.
Однако любители аристократического петербургского академизма были вполне удовлетворены выступлениями Виктории Терёшкиной, Дианы Вишневой, Анастасии Матвиенко, Дениса Матвиенко, Леонида Сарафанова и многих других танцовщиков. И как будто для того, чтобы пресловутая московская школа не казалась «парадом физкультурников», на фестивале в качестве гостей выступили «Bad Boys of the Dance».
Открытием гала-концерта стал блестящий номер солиста «Ковент Гарден» Стивена Макрея «Something Different», им же и поставленный. Великолепный артист балета выступил здесь в качестве степиста-виртуоза, и дробь каблуков Макрея изысканной полифонией смешивалась с его виртуозной академической пластикой.
| |