|
17 апреля на Кубе открылся, как считается, судьбоносный съезд компартии. Делегаты со всего Острова свободы должны решить: быть или нет в стране экономической реформе.
Если есть в Гаване что-то неподвластное времени, то это набережная Моликон. Этот покрытый асфальтом и бетоном раскаленный на солнце кусок берега живет своей жизнью 24 часа в сутки - в одном и том же ритме, в независимости от политических режимов.
Приобрести новый автомобиль можно только по специальному разрешению. Такую возможность, как правило, предоставляют врачам, военным, известным спортсменам или артистам - словом тем, у кого есть определенные заслуги. С другой стороны, при средней зарплате около 30 долларов в месяц о больших покупках можно только мечтать.
Вопрос о свободной продаже автомобилей сейчас решается на самом высоком уровне. В Гаване проходит съезд компартии, на котором должны утвердить новую экономическую политику страны. Два года назад на Кубе уже произошли некоторые перемены. Кубинцам разрешили покупать большие телевизоры и кондиционеры. Раньше это запрещалось из-за экономии электроэнергии.
В квартире у Пэдро Родригеса два телевизора, два холодильника, современный музыкальный центр, компьютер и, конечно же, кондиционер.
«И что, так живут все кубинцы?» - интересуется журналист.
«Я думаю, что да. Если ты честно работаешь и зарабатываешь, кто тебе может помешать купить то, что ты хочешь», - говорит житель Гаваны Пэдро Родригес.
Семейный гардероб - предмет особой гордости. Здесь целая коллекция фирменных футбольных маек. Пэдро и его сыновья страстные болельщики.
«Ты спрашивал, хватает ли нам на жизнь? Знаешь, когда у тебя семья, дети, все время кажется, что нужно больше и больше. Я стараюсь, чтобы дети жили хорошо. Так что, когда они вырастут, то позаботятся и обо мне», - объясняет Пэдро Родригес.
Пэдро работает метрдотелем в ресторане. Это хорошее для заработка место, и на его примере, наверное, сложно судить о благосостоянии остальных. Он живет в центре Гаваны, в типичном для кубинской столице районе, где дома явно нуждаются в хорошем ремонте. Но живущие в них люди нисколько не унывают.
«Наша Куба такая замечательная, такая красивая. Все есть - и образование, и медицина. И с каждым днем все лучше и лучше», - говорит жительница Гаваны.
Кубинцам сейчас обещают реформы: больше частного предпринимательства, меньше идеологии. Но все это по-прежнему в рамках социализма по-кубински. По большому счету, в стране начинается еще один эксперимент, а их в истории «Острова свободы» было немало. Но у кубинцев запас прочности, которому можно только позавидовать. 50 лет назад они отстояли свою революцию под носом у главного противника. В 90-е выжили в так называемый «особый период», когда остались без поддержки соцлагеря. И вообще все эти годы существуют в условиях объявленной США экономической блокады. Так что в каком-то смысле «Остров свободы» и сам по себе - один большой и уникальный эксперимент.
| |