Угроза, нависшая над урожаем-2010, заставляет большинство российских фермеров завидовать более дальновидному меньшинству - тем, кто нашел возможность застраховать урожай. Кто спасается страховым полисом от «солнечного шторма», в Ростовской области выяснял корреспондент радио «Вести ФМ» Ярослав Лукашев.
Лукашев: Посчитать убытки от аномально жаркого лета российскому агропромышленному комплексу удастся не раньше, чем через несколько месяцев. В масштабе страны урон ограничится упущенной выгодой из-за возможного сокращения экспортных поставок. А вот на том уровне, где зерно выращивается и собирается, нынешняя засуха может обернуться разорением тысяч мелких и средних хозяйств. В Ростовской области относительно спокойно себя чувствуют лишь очень немногие - те, кто весной застраховал будущий урожай. В страховую компанию фермер Александр Кулинич обратился, руководствуясь прошлогодним опытом, когда засуха поставила его хозяйство на грань выживания.
Кулинич: В прошлом году у нас пропало примерно 90% урожая. Локти кусаем страшно. Сейчас вот так вспомнишь - можно было найти эти сто тысяч, занять у друзей, у товарищей, но застраховать. Пусть не все деньги получили бы, но половину получили бы точно. Хоть что-то заплатили бы, и то бы хорошо было.
Лукашев: Прошлогоднее лето было лишь немного прохладнее нынешнего - тогда за кредиты, взятые под залог урожая, некоторым хозяйствам приходилось расплачиваться техникой и даже недвижимостью.
Но весной 2010 вполне уместный страховой ажиотаж так и не начался - сельхозтоваропроизводители уповали на то, что два подряд аномально жарких лета крайне маловероятны. И лишь когда метеорологические службы для описания надвигающихся бедствий стали использовать почти поэтические термины, некоторые фермеры решили подкрепить традиционный «авось» страховым полисом, рассказала начальник отдела страхования АПК одной из страховых компаний Вера Есипенко.
Есипенко: Впервые за много лет, наряду с такой квалификацией, как «солнечная активность», «засуха» и тому подобные термины, появился термин «солнечный шторм», который мы сейчас с вами видим. И мы знакомили всех с этими агропрогнозами - повлияло. Из десятка услышавших трое отреагировало.
Лукашев: Вовремя отреагировавшие на предупреждения за буйством солнечного шторма сейчас наблюдают относительно спокойно - что бы ни случилось, им не придется продавать комбайны или дома, чтобы рассчитаться с банковскими кредитами.
Остальные - пока это большинство фермеров Ростовской области - надеются на «авось», успокаивая себя тем, что страховка - слишком дорогое удовольствие. Найти деньги на страховой взнос просто нереально, рассказала фермер Марина Волочек, и потому приходиться уповать на силы, от экономики и бухгалтерского учета весьма далекие.
Волочек: Средств таких нет, чтобы можно было выдернуть и застраховаться спокойно. Все у нас в напряг и все посчитано. Ну, как у нас обычно - все думают: «Пронесет». Мы не думаем, но просто нет возможности у нас. Ну, пока спокойно - Бог милует, как говорится.
Лукашев: Как показывает статистика, надеждой на высшие силы ограничиваются фермеры, которым удалось избежать убытков в экстремальные сельхозсезоны. Проигравшие же в прошлых раундах битвы за урожай начинают понимать, что иногда лучше взять кредит чуть больше, но быть спокойным относительно перспектив его погашения.
Таких становится все больше, но до необходимого баланса еще далеко. Пока, наблюдая «солнечный шторм», беспокоиться начинают уже сами страховые компании. По оценкам ряда экспертов, если зной не спадет еще 2-3 недели, страховые выплаты могут ощутимо превысить фермерские взносы. И тогда некоторые сельхозстраховщики могут повторить путь разорившихся на ОСАГО компаний.
Посмотреть прогноз погоды