|
Сегодня в Нью-Йорке пройдет последнее заседание суда над российским летчиком Константином Ярошенко. Его обвиняют в контрабанде наркотиков.
По сценарию спецагентов американского Управления по борьбе с наркотиками (DEA), владелец небольшой грузовой авиакомпании «Роставиа» летчик Константин Ярошенко должен был обеспечить перевозку четырех тонн кокаина из Южной Америки в Либерию, а затем в Гану. Как следует из материалов обвинения, он дал на это согласие на встрече в Киеве с тайным осведомителем DEA в марте 2010 года. Из Ганы 200 килограммов кокаина в мешках с дипломатической почтой должны были отправиться в Нью-Йорк самолетом авиакомпании «Дельта».
Вместе с Ярошенко на скамье подсудимых - нигериец Чигбо Питер Уме, граждане Сьерра-Леоне Натаниэл Френч и Кудуфи Мавуко. Их адвокаты не стали оспаривать обвинения в торговле наркотиками, отрицая в то же время планы по доставке кокаина в США. А вот защитники ростовчанина - русскоговорящая Анна Браун и Ли Гинсберг доказывают, что их клиент не сделал ничего незаконного. Ведь операцию организовали американские агенты во главе с Эриком Стоучем.
В 2006 году в США был принят закон, позволяющий использовать подобные схемы в борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков для выявления потенциальных преступников, задерживать их в других странах, вывозить в Соединенные Штаты и отдавать под суд.
Как признал в ходе процесса Эрик Стоуч, агенты DEA намеренно настаивали на отправке части наркотиков в США. Только так было возможно задержать потенциальных преступников. В роли агентов выступили сотрудники правительства США. Спирос Aнотиадес, который в ходе переговоров с Ярошенко выдавал себя за ливанского бизнесмена Набила Хаджа. А также Патрик (Пэдди) Маккай.
Согласно показаниям агентов, Ярошенко случайно оказался в числе участников сговора. Просто он первым откликнулся на размещенное агентами DEA в одной из африканских газет объявление о продаже самолета Ан-12 в Монровии. Это была наживка Антинаркотического управления, на которую и попался ростовчанин. Разрабатывать его поручили агенту Маккаю, игравшему роль авиационного эксперта.
Наиболее интенсивные переговоры с Ярошенко велись в марте прошлого года в киевской гостинице «Интерконтиненталь». По данным прокуратуры, россиянин согласился организовать перевозку особого груза из Южной Америки в Западную Африку, зная, что это будет кокаин. В одном из разговоров, по словам свидетелей, он якобы упомянул и о том, что успел поработать в Анголе с Виктором Бутом, еще одним российским гражданином, ожидающим сейчас в Нью-Йорке суда - по обвинению в сговоре с целью продажи крупной партии оружия.
В ходе слушаний стали известны суммы гонораров тайных агентов: Aнотиадес за последние 20 лет получил от DEA 1,7 миллиона долларов, а Маккай за шесть лет работы - 450 тысяч.
Ситуацию прокомментировал «Известиям» российский вице-консул в Нью-Йорке Александр Отчайнов: «Согласно поданным защитой Константина Ярошенко ходатайствам, американскими спецслужбами был использован принцип создания искусственной юрисдикции, который означает, что его спровоцировали. Если по российскому законодательству от человека требуется ряд конкретных действий для выполнения задуманного, то в США достаточно лишь намерения и разговоров в теории. Однако ходатайства были отклонены судом под предлогом того, что это имеет отношение к расследованию обстоятельств дела и не относится к совершению конкретного преступления обвиняемым».
По словам дипломата, подобная схема давно отработана в США. В агентурную сеть в Африке, Латинской Америке, других странах втягивается человек. Потом самим же агентом эта схема привязывается к Соединенным Штатам. «В результате российский гражданин Ярошенко фактически был похищен американскими спецслужбами на территории Либерии», - заявил Отчайнов.
Он напомнил, что агенты США незаконно проводили в отношении россиянина оперативные мероприятия, записывая все разговоры с ним на видеокамеру и диктофон. О том, что Ярошенко находится в Нью-Йорке, в российском представительстве узнали от его семьи. На суд приехала жена Ярошенко Виктория с 13-летней дочкой Катей. По словам вице-консула, подсудимому оказывается вся необходимая поддержка.
В четверг присяжные федерального суда Южного округа Манхэттена, как ожидается, огласят приговор. При неблагоприятном исходе дела адвокаты Ярошенко могут подать апелляцию, вплоть до Верховного суда США. В Европейский суд по правам человека они обратились около трех месяцев назад, однако пока реакции не последовало.
| |