|
Федеральная миграционная служба предлагает отменить квоты на иностранную рабочую силу. Глава ведомства Константин Ромодановский предлагает разработать другие механизмы набора гастарбайтеров, а вместо разрешений на временное проживание выдавать им виды на жительство.
Идею эксперты восприняли по-разному. Одни опасаются притока иностранцев, другие считают, что только с их помощью удастся развивать страну. А особенно острые мнения звучат, когда речь заходит о межнациональном факторе. С подробностями - корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов.
Квоты больше не нужны: Миграционная служба, в функции которой входит следить за тем, чтобы работодатели соблюдали эти квоты на наём рабочих за рубежом, теперь выступила противником старых правил. Глава службы Константин Ромодановский лично вынес им приговор - квоты надо отменить и ввести новые организованные механизмы по набору рабочих. Детали и цели в эфире «Вестей ФМ» разъяснял руководитель пресс-службы ФМС Константин Полторанин.
«Механизм уже не отвечает требованиям российских граждан, зачастую рынок мигрантов, особенно незаконных, деформирован. И нам нужно создать четкий, простой и прозрачный механизм, который позволит работодателю взять себе этого иностранца, если есть такая потребность и он не может ее удовлетворить со стороны российских граждан. С другой стороны, надо мешать посредникам, чиновникам, в том числе из ФМС, набивать себе на этом карманы», - рассказал Полторанин.
Речь идет об упрощении миграционных правил, поскольку предложения звучат в ключе развития страны с помощью иностранной наемной силы. Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон», сама принимала участие в обсуждении и поддерживает идею, ссылаясь на то, что запреты так и не смогли решить проблему нелегальной миграции.
«Когда ФМС выступала с инициативой об облегчении миграционного режима в 2007 году, количество нелегалов стало стремительно сокращаться, а количество легальных мигрантов росло в геометрической прогрессии. А потом, когда начались разговоры о механическом удерживании притока мигрантов, что, на мой взгляд, больше является популистской мерой, мы получил рост полукриминального трудового мира», - думает Джураева.
Подобные предложения, и нынешнее в том числе, звучат не только в антикоррупционном смысле, мигранты нужны для развития регионов, там, мол, не хватает рабочих рук. Однако на практике чаще выходит, что гастарбайтеры скапливаются только там, где присутствуют большие деньги - крупные города и их окрестности. Статистическим дополнением к этому являются данные о приросте населения, который дают приезжие. Чиновники открыто признают, что миграционный приток необходим для выравнивания естественной убыли населения. Правда, эти доводы многие воспринимают весьма негативно, поскольку воспринимают эту демографическую балансировку как замену коренных жителей - приезжими. А межнациональный фактор - самый главный аргумент против. Исходя из комментариев, которые нам давал представитель ФМС Константин Полторанин, там это тоже понимают, потому в его словах есть уточнение - кого именно в первую очередь ждут в России.
«Нам нужен миграционный прирост, именно постоянной миграции, той, которая могла бы хорошо, спокойно интегрироваться в российское общество. Я имею в виду славянскую группу. Для подобного рода групп мы должны создавать благоприятные условия и снижать бюрократические барьеры при оформлении гражданства», - поясняет Полторанин.
Эксперты уже сейчас готовы предложить альтернативные схемы приема на работу мигрантов. К примеру, старший научный сотрудник кафедры региональной экономики и экономической географии Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян оговаривает интересы россиян, а система квот, убежден эксперт, все равно толком не работала.
«ФМС и работодатели предлагали схему, в соответствии с которой работодатель может привлекать иностранцев при условии, что он это рабочее место достаточно долгое время предлагал россиянам. Оно висело в банке вакансий, россияне его видели, в службы занятости оно поступало. И если россияне на это не соглашались, то тогда работодатель имел возможность привлекать на это место иностранца», - говорит Мкртчян. Еще одно предложение от Миграционной службы - отменить разрешения на временное проживание и сразу давать виды на жительство при условии, что мигрант пройдет некую квалификацию, в том числе на знание русского языка. Оценивать пригодность гастарбайтера будут балами, но систему оценки еще будут разрабатывать. Известно, что у Миграционной службы есть оппоненты, которые не так легко готовы согласиться с отменой квот.
По данным властей, в прошлом году в страну на заработки приехало около 3 миллионов иностранцев, из них только треть по квотам, остальные - нелегально. С одной стороны, снятие барьеров может ничего не изменить и просто легализовать тех, кто уже находится в России.
Однако есть опасения, что упрощенный режим приведет к еще большему наплыву мигрантов, а еще больше скептики сомневаются в том, что чиновники смогут контролировать этот поток и направлять его туда, где иностранные рабочие руки действительно нужны.
| |