|
Петербург принял престижную Европейскую театральную премию и предшествовавший ей фестиваль лучших спектаклей переполненными залами и бесконечными вопросами про «лишний билетик».
Встреча с мировой театральной элитой завершилась в Александринке «Фауст-фантазией» в исполнении главного лауреата - знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна.
Приезд более 400 гостей из разных стран мира (не считая участников спектаклей) чувствовался не только в театрах, где показывали спектакли лауреатов и работы петербургских мэтров.
В эти апрельские дни на улице можно было запросто встретить легендарного Юрия Любимова, а в ресторанчике с чеховским названием «Вишневый сад» - звезду «Берлинер Ансамбле» Клауса Марию Брандауэра. Инициатором и организатором всех мероприятий премии выступил театр-фестиваль «Балтийский дом» и его генеральный директор Сергей Шуб.
- Мы воспринимаем это во многом как признание заслуг города в сфере развития театральной инфраструктуры. Только за последние два года мы построили и реконструировали пять театральных зданий. Проведение престижной премии в нашем городе мне кажется важным еще и потому, что Петербург - город диалога культур, - считает председатель комитета по культуре Антон Губанков.
Судя по всему, главной европейской театральной награде, которая в 2011-м вручалась в 14-й раз, удалось избежать системных недостатков многих других долгоиграющих премий - размытости критериев и снижения общей планки. Все ее лауреаты - патриархи, чей вклад в развитие европейского театрального искусства бесспорен.
Здесь нет ни одного случайного имени. Лев Додин - единственный российский обладатель этой награды, среди лауреатов - Джорджо Стрелер, Питер Брук, Кристиан Люпа, Пина Бауш, а теперь и Петер Штайн.
В этом году впервые учреждена специальная номинация: Юрия Любимова отметили «за неоценимый вклад в современное искусство и важную роль, которую он и его Театр на Таганке сыграли в непростой период перестройки». Благодаря этому петербуржцы увидели его «Мед» по поэме Тонино Гуэрры, а сам Любимов приехал в Петербург, где не был последние десять лет.
«Младшая» европейская премия «Новая театральная реальность» в этом году вручена Кэти Митчелл (Великобритания), Вильяму Дочоломански (Словакия/Чехия), Кристиану Смедсу (Финляндия), театрам «Вестурпорт» (Исландия) и «Меридиональ» (Португалия). Петербургский лауреат Андрей Могучий одновременно стал автором церемонии. Поэтому никто не удивлялся тому, что награды на сцену вывозила живая лошадь, а на телеге сидели юные балерины. Все это происходило на фоне подлинного занавеса к лермонтовскому «Маскараду» - спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.
- Я надеюсь, что эта встреча повлияет на сближение российского и европейского театров, а «Новая театральная реальность» - на реальность человеческую. И мы сможем повлиять на то, чтобы мир стал немножко лучше, - сказал Андрей Могучий.
А его финский коллега Кристиан Смедс призвал «бороться за искусство и стремиться к тому, чтобы оно осталось независимым». Петер Штайн подтвердил со сцены, что «развитие театрального искусства Европы невозможно без традиций российского театра». Лев Додин подтвердил эти слова, вспомнив, что «Три сестры» Штайна буквально пронизаны системой и эстетикой Станиславского. Юрия Любимова зал приветствовал стоя. «Скорбь людей искусства в какой-то мере помогает людям, которым живется тяжело. Театр не может умереть, потому что в нем есть прямой контакт со зрителем», - заверил он участников церемонии.
Визит Европейской театральной премии в Петербург может стать стимулом для рождения нового масштабного фестиваля. Такую идею высказал Антон Губанков: «У нас есть серьезные брендовые фестивали "Балтийский дом", "Александринский", "Мариинский". Но нам надо подумать и о Петербургском театральном фестивале, который мог бы стать крупным событием европейского уровня».
| |