|
Не знаю, как грозненских работодателей, а меня Руд Гуллит порядком разочаровывает пока. Хотя особо и не ждал от летучего голландца большего - в смысле взлета «Терека» на российские высоты. Зато вот ждал другого.
ЛЮБИТ ЛИ ГУЛЛИТ ФУТБОЛ, КАК ДОРОНИНА ЛЮБИЛА ТЕАТР?
Чего именно? Вовлечения доверенной ему команды, а вместе с нею и всех нас в собственное волшебное футбольное биополе. Если конкретнее - мое поколение, конечно, помнит пронзительный монолог Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра»: «Любите ли вы театр, как люблю его я?!». Наверняка же голландца поверх пиар-смысла позвали заразить Чечню духом большого футбола. Но Руд, сдается мне, уклоняется от этой миссии почти демонстративно.
Можно лишь догадываться о рабочей атмосфере в «Тереке». Но на трибунах грозненского стадиона команде уже посвистывают. Трибуны привыкли видеть в исполнении «Терека» игру по меньшей мере темпераментную. А послушать дежурные интервьюшки Гуллита - скулы сводит от скуки. Лишнего слова живого из себя не выдавит. Дескать, отстаньте, я здесь на службе. Вылитый оперативник или следователь, хранящий секреты розыска или тайны следствия. А ведь парень-то Руд - живее всех живых, мы это точно знаем, наслышаны-начитаны!
Что там Гуллит натренирует, поглядим еще. Во всяком случае среди забугорных его коллег, ныне практикующих в премьер-лиге, пустопорожних халтурщиков не наблюдается. Все они - Спаллетти, Божович, Муслин и Петреску - уже так или иначе проверены нашими реалиями, так или иначе себя зарекомендовали.
У темы иностранных преподавателей футбола российским приготовишкам - самый что ни на есть открытый финал, что называется. Она до сих пор трудно поддается обобщению. В ней нужно рассматривать каждый сюжет отдельно.
Собственно, примеры двух передовых сегодня наших клубов - «Зенита» и ЦСКА - доказывают, что в тонкостях выбора для себя иностранца и взаимодействия с оным не появилось со временем никакой ясности, пригодной для всех. ЦСКА, соблазнившись в разное время на троих «чужаков», в самом скором времени бежал от каждого из них, словно от чумы. Что от Жорже, что от Зико, что от Рамоса. И, должно быть, в клубе теперь твердо уверены (чуть переиначу поэтические строки): «Знаем мы - они пройдут как тени, не коснувшись нашего огня».
А «Зенит», напротив, с каждым вспыхнул и с каждым взял высоту - с Петржелой, Адвокатом и Спаллетти. Только и подумаешь: Питер, верно, и правда умеет дышать сквозь раскрытое окно в Европу, а Москва остается вещью в себе...
НАМ МИЧУРИНЫ НУЖНЫ!
Что-то они - не каждый, понятно - нам дают, что-то в команды привносят. Но вот вопрос: что из привнесенного остается нам как профессиональный завет, как руководство к дальнейшему действию? Уроки Адвоката, к примеру, выветрились из игры «Зенита» меньше чем за полгода, разделивших отставку Дика и конец сезона. Вы спросите: а бывает иначе? Бывает. Йохан Кройф, скажем, зафиксирован в каталонских талмудах как прародитель современной «Барсы», на десятилетия оставшись ее идейным вдохновителем.
Ну да бог с ним, с профессиональным наследством. Никто у нас, по-моему, в эту сторону пока и не задумывался - ни работодатели, ни сами наемники. Давайте о другом покумекаем: а каков, если по-умному, коренной смысл тренерского импорта? Я точно знаю этот смысл! Мы пытаемся преобразовать себя футбольных, улучшить, так сказать, породу. И нам нужен Мичурин от тренерской профессии, способный скрестить российский импульс с въедливостью-методичностью европейской.
Вот Хиддинк как раз проявил мичуринские качества - да со временем замучился вновь и вновь разжигать в российских подопечных животворный огонь. И даже Петржела проявил! И даже не без удивительного перегиба! Его «Зенит» обернулся командой максимально, избыточно русской - не вспомню, чтобы какая-то другая у нас вот так куражилась на поле без тормозов.
А нынешние - не знаю. «Зенит» у Спаллетти с виду вполне живой, часто драйвовый, иногда огневой. Но натолкнется на соперника посложнее-покрепче - и игрокам вроде как нечего добавить от себя к тренерской постановке. И задаешься вопросом: заложена ли в профпрограмме Спаллетти наука преодоления обстоятельств, которую с переменным успехом, но пытался нам преподать Хиддинк?
ТО ЗНОЙ, ТО СНЕГ
И если все-таки попробовать обобщить - то вылезает из уголка сознания одна подозрительная мыслишка. Поставить игру - здесь иностранцы по большей части доки. Не зря Спаллетти разумно подметил очевидное: в России командной игрой почему-то не принято заниматься. Но поставят ее - хоть богато, как Лучано, хоть худо-бедно, как пока у Божовича в «Динамо» выходит - и вроде как умывают руки. Дальше их дело - сторона. Посмотрим, сумеет ли «Зенит» хотя бы сохранить себя прошлогоднего. Растолкает ли Божович «Динамо», определенно на поле буксующее. Что-то я в том и другом сомневаюсь.
А дальше дождь или снег уничтожит иностранные тренерские следы или зной их иссушит. Все эти природные явления в России весьма часты...
| |