|
Мать обвиняемых во взрыве Свято-Покровского храма в Запорожье Ольга Демина обратилась с открытым письмом к президенту Виктору Януковичу. Госпожа Демина утверждает, что ее дети - Антон Харитонов и Сергей Демин - не причастны к взрыву, а все показания были выбиты из них под пытками. В Генпрокуратуре подобные заявления восприняли с недоумением. Правозащитники же склонны верить словам госпожи Деминой.
В открытом письме к Виктору Януковичу Ольга Демина - мать обвиняемых во взрыве Свято-Покровского храма в Запорожье Антона Харитонова и Сергея Демина - просит президента разобраться в «вопиющих беззакониях со стороны работников правоохранительных органов» по отношению к ее сыновьям.
Напомним, взрыв в Свято-Покровском храме прогремел 28 июля 2010 года. В результате погибла 80-летняя монахиня и 10 человек получили травмы (см. Ъ от 29 июля 2010 года). По факту взрыва были возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 115 («покушение на убийство группы людей»), ч. 2 ст. 115 («умышленное убийство, совершенное способом, опасным для жизни группы людей»), ст. 178 («повреждение религиозных сооружений»), ч. 2 ст. 194 («умышленное уничтожение или повреждение имущества») и ч. 1 ст. 263 УК («незаконное обращение с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами»), впоследствии объединенные в одно производство.
Как известно, сразу после взрыва президент поручил в течение недели найти организаторов взрыва. 6 августа 2010 года глава МВД Анатолий Могилев доложил Виктору Януковичу, что, по версии следствия, ими являются бывший алтарник храма Антон Харитонов и его сводный брат Сергей Демин, решившие таким образом отомстить за увольнение Антона, обвиненного в краже денег из церковной кассы, а взрывное устройство собрал и подложил работавший в то время алтарником храма Евгений Федорченко (см. Ъ от 9 августа 2010 года). Сейчас дело находится на рассмотрении в суде.
Ольга Демина утверждает, что обвинение «построено лишь на выбитых явках с повинной», которых Антон Харитонов написал не менее четырех, и все они оказались разного содержания. «Допросы, как правило, проводились в ночное время. Первые трое суток моим сыновьям не давали спать, пить, есть... Антона после трехдневных пыток заставляли есть из помойного ведра, всячески оскорбляли и издевались над ним. Оперуполномоченные заставляли его петь песню 'Миллион алых роз', угрожая расправой над близкими, и снимали все на мобильный телефон»,-- пишет госпожа Демина.
Член общественного совета при МВД, правозащитник Владимир Чемерис склонен верить госпоже Деминой. «Я не берусь судить, виновны подозреваемые или нет, однако тот факт, что их задержали чуть ли не на следующий день после того, как президент потребовал от главы МВД Анатолия Могилева раскрыть это дело, вызывает много вопросов. Пытки в милиции и СИЗО стали, к сожалению, обычной практикой в Украине»,-- сказал Ъ господин Чемерис.
Мать обвиняемых также сообщает, что Сергей Демин за полтора месяца до задержания травмировал ногу. Невзирая на это, следователи заставляли его «отжиматься от пола в наручниках», а когда сил отжиматься не оставалось, начинали бить. «Били его в основном по голове. До ареста у сына было 100-процентное зрение, а сейчас один глаз практически не видит»,-- пишет госпожа Демина. Она уверена, что в задержании ее сыновей виновато «местное начальство, которое захотело новых погон, звезд и премий». «МВД отчиталось перед президентом о раскрытии этого дела, а когда поняли, что задержали невиновных, то обратного пути уже не было - боялись гнева президента, которого они обманули»,-- заявила Ъ госпожа Демина.
Отметим, что в январе мать обвиняемых уже заявляла, что к ее детям применяются пытки, однако тогда прокурор Запорожской области Вячеслав Павлов опроверг ее слова. С недоумением вчера отнеслись к заявлениям госпожи Деминой и в Генеральной прокуратуре. «Если их избивали, то следовало требовать медицинской экспертизы, которая засвидетельствовала бы побои, однако это почему-то не было сделано»,-- сказали Ъ в пресс-службе Генпрокуратуры.
Артем Скоропадский
| |