|
Сегодня первый день самого древнего иудейского праздника - Песах. Он знаменует собой исход евреев из Египта и освобождение от рабства. В праздник преломляют мацу, а накануне идут в храм и делают генеральную уборку. Однако в современном Израиле старые традиции корректируются временем.
«Вот хлеб, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. В этом году здесь, в будущем - на земле Израиля. В этом году рабы, в будущем - свободные люди», - произносит глава семейства на пасхальном застолье, преломляя мацу - сухой и пресный хлеб свободы.
Мацу в строгом соответствии с предписаниями пекли накануне на гигантских фабриках и в архаичных пекарнях религиозных кварталов. Без соли и дрожжей раскатать тугое крепкое тесто - это работа для настоящих мужчин. Выпекают на жарком огне, подбрасывая в печь сухие оливковые дрова. Не столько работа, сколько древний и красивый обряд на все 18 минут. Секунда промедления - и тесто может забродить, превращаясь в хамец. От хамеца - будь то хлеб, пироги, печенье, пиво или квас - избавляются загодя. И если в праздничную седмицу на магазинных прилавках вы увидите рулеты или пирожные, не сомневайтесь, они сделаны на кошерной картофельной муке с добавлением кокосовой крошки.
«Маца - не единственное пасхальное блюдо, - объясняет раввин Шломо Гец. - На седер, праздничное застолье, готовят и яйцо - символ нашего народа, и горькую зелень с привкусом египетского рабства, и мясо в память о жертвенном годовалом ягненке. Но еще, произнося благословение на пасхальном вечере, каждый выпивает по четыре кубка вина. Но крайне важно, чтобы на посуде, из которой едят и в которой готовят все эти блюда, не было ни крошки квасного».
В религиозном квартале варят посуду - кастрюли, сковороды, столовые приборы. В бурлящей воде есть немного уксуса, чтобы от квасного не осталось ни вкуса, ни духа.
«Раньше было принято всю посуду в доме обжигать на огне. Но посмотрите на чугунную утварь наших бабушек и сегодняшний хилый тефлон. Он плавится и прогорает. Так что времена меняются - все мельчает. И мы теперь кипятим», - говорит Имияху Рубин.
Благотворительность - такая же пасхальная традиция, как торжественное застолье. На улицах устанавливаются контейнеры для пожертвований. В магазинах можно купить и оставить в пользу бедных мясо, овощи, консервы или даже вино.
Дина Намдар раздает сотни коробок праздничных наборов. Каждая семья, вне зависимости от достатка, может в этот день отметить Песах в строгом соответствии с библейским каноном.
«Некоторые обеспеченные люди не понимают, что их богатство не принадлежит только им, что небо послало им благосостояние как возможность и обязанность делиться с обездоленными. Но тех, кто понял всю временность и зыбкость успеха, щедро жертвует в наш центр», - говорит директор благотворительной организации Дина Намдар.
Помнить о рабстве и о долгой дороге к свободе - смысл Песаха. Библейские мудрецы учили: в каждом поколении человек обязан на себя смотреть так, словно он сам вышел из египетского плена. Ежегодная прививка свободы не кажется сегодня ни излишней, ни устаревшей народу, обретшему в новейшей истории и независимость, и Землю обетованную.
| |